Самолет Partenavia P.68 Victor


Прототип шести-/семиместного легкого двухмоторного самолета Partenavia P.68 Victor конструкции Луиджи Паскале совершил первый полет 25 мая 1970 года. Он был оснащен двумя двигателями Avco Lycoming 10-360 мощностью 200 л.с. После 13 предсерийных машин в серию пошел усовершенствованный вариант Р.68В с удлиненным на 15 см фюзеляжем для увеличения объема кабины. Самолет поступил в производство в начале 1974 года, всего было построено 190 машин.



В конце 1979 года Р.68В был заменен в производстве вариантом Р.68С, который имел удлиненную носовую часть для размещения метео-РЛС, имел увеличенный запас топлива и ряд внутренних изменений. В июне 1980 года сертификат типа получил самолет Р.68С-ТС, оснащенный двигателями с турбонагнетателем Avco Lycoming ТЮ-360-С1A6D мощностью 210 л. с. Его поставки заказчикам были начаты вскоре после получения сертификата. Специальный вариант для патрулирования и наблюдения Р.68 Observer был разработан в 1975-1976 годах и имел новую переднюю часть фюзеляжа, включая носовую часть из плексигласа, обеспечивавшую отличный нижний и передний обзор (почти как на вертолете). Всего был выпущен 21 самолет.

Вместе с «Aeritalia» компания «Partenavia» приступила затем к разработке девятиместного турбовинтового варианта самолета, вначале известного как P.68 Turbo, но облетанного в форме прототипа 11 сентября 1978 года под обозначением АР.68ТР. Он оснащался двумя двигателями Allison 250-В17С мощностью 328 л.с. и убирающимся трехопорным шасси. Второй прототип АР.68ТР Series 100 имел уже неубираю-щееся шасси и удлиненный на 36 см фюзеляж, а также дополнительный иллюминатор. Оба самолета имели цельноповоротные стабилизаторы и разбились во время летных испытаний.

Следующей разработкой стал самолет Series 300 Spartacus  восьмиместный пассажирский самолет с неубирающимся шасси. Он имел обычный стабилизатор с рулем высоты и был облетан 1 апреля 1983 года. Всего до начала 1983 года было построено две машины, а после завершения летных испытаний Spartacus поступил в 1984 году в серийное производство.
В середине 1990-х годов компания «Partenavia» объявила себя банкротом, но в 1996 году ее приобрела компания «Vulcanair», которая возобновила выпуск Р.68. На сегодня выпущено около 450 самолетов Р.68.