Самолет North American T-6/SNJ/Harvard


Одним из самых активно использовавшихся в мире учебно-тренировочных самолетов был Harvard, созданный на базе опытного NA-1 б и построенный компанией «North American» в количестве более 17ООО экземпляров. Прототип был облетан в апреле 1935 года. Самолет конструктивно представлял собой сво-боднонесущий низкоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом, открытыми тандемными кабинами и силовой установкой со звездообразным двигателем Wright R-975 Whirlwind мощностью 400 л. с. (298 кВт). После официальных испытаний был получен серийный заказ, а самолет получил обозначение ВТ-9.


 Доработки конструкции были оговорены в контракте, самой важной из них были закрытые кабины. Модифицированный предсерийный вариант получил обозначение NA-18. Кроме того, самолет теперь оснащался двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 600 л. с., но на серийных самолетах стоял старый двигатель Wright R-975 Whirlwind. После ВТ-9 (42 самолета) последовали следующие модификации: ВТ-9А (40 машин) с двумя 7,62-мм пулеметами, ВТ-9В (117 самолетов) с незначительными усовершенствованиями и ВТ-9С (67 машин) с некоторыми изменениями в оборудовании.

Единственный самолет модификации BT-9D, отличавшейся измененными внешними секциями крыла и рулем направления, послужил базой для создания усовершенствованного ВТ-14. Самолет был построен в количестве 251 машины, имел металлическую обшивку фюзеляжа и двигатель Pratt & Whitney R-985-25 Wasp Junior мощностью 450 л. с. В 1941 году на 27 самолетах были установлены двигатели R-985-11 мощностью 400 л. с.  они получили обозначение ВТ-14А. ВМС США использовали 40 самолетов ВТ-9 под обозначением NJ-1, они оснащались двигателем R-1340 Wasp.Экспортные заказы на данные самолеты, имевшие неубирающееся шасси, поступили от таких стран, как Австралия (один; самолет был использован в качестве эталонного для выпуска машин компанией «Commonwealth Aircraft Corporation»), Китай (85), Гондурас (три), а также выпускались по лицензии 8 Японии и Швеции (вначале по два самолета были переданы для каждой страны). Франция получила 230 самолетов, схожих с ВТ-9, для ВВС (200) и ВМС (30), однако до падения Франции удалось поставить лишь 111 самолетов. Еще 119 самолетов получили британские ВВС, а Канада приняла самолет на вооружение под обозначением Yale Mk I.

Потребность в учебнотренировочном самолете базовой летной подготовки привела в итоге к разработке модификации NA-26, которая стала вариантом модели NA-16, но имевшим убирающееся шасси с хвостовым колесом, двигатель R-1340 мощностью 600 л.с. и более совершенное оборудование. Серийные варианты включали ВС-1 (177 самолетов, из которых 30 были модифицированы в учебно-тренировочные ВС-ll для обучения полетам по приборам), ВС-1 А (93) с конструктивными изменениями планера и ВС-1 В с модифицированным центропланом (построен один самолет). Переклассификация самолета в учебно-тренировочный повышенной подготовки привела к необходимости смены названия  94 самолета стали носить обозначение АТ-6 Texan, они почти не отличались от варианта ВС-1 А.

Последующие варианты самолета: АТ-6А с двигателем R-1340-49 и измененными топливными баками (1847), АТ-6В для подготовки стрелков (400), АТ-6С и AT-6D с измененной силовой конструкцией для экономии легких сплавов (297С и 4388, соответственно), а также AT-6F с усиленной конструкцией (956). ВМС США тоже активно эксплуатировали данные машины и после варианта NJ-1 к ним поступили самолеты: SNJ-1 (16 машин, похожих на ВС-1, но с металлической обшивкой фюзеляжа), SNJ-2 с двигателем R-1340-56 (61), SNJ-4 (2400) и SNJ-5 (1357), эквивалентные вариантам АТ-бС и AT-6D, а также SNJ-6 (931 AT-6F, переданный ВМС США из партии в 956 машин, заказанной Армией США). Обозначение SNJ-5C было дано самолетам SNJ-5, оборудованным посадочным гаком для обучения летчиков посадке на палубу авианосца.

В июне 1938 года Великобритания заказала 200 самолетов ВС-1, присвоив им обозначение Harvard Mk I. Но это была только первая партия. Всего же авиации стран Британского Содружества в общей сложности было поставлено более 5000 самолетов  позже машины поставлялись преимущественно в рамках программы ленд-ли-за. Большая часть из первых 200 самолетов Harvard Mk I была отправлена в Южную Родезию для использования в рамках плана Содружества по подготовке летчиков своих ВВС (Commonwealth AirTraining Plan), но британские ВВС оставили себе почти всю вторую партию  200 машин. После того, как в целом схожие 20 самолетов были приобретены канадскими ВВС, были закуплены 600 самолетов, схожих с АТ-б и получивших обозначение Harvard Mk II. Данные машины были распределены между британскими ВВС (20), новозеландскими ВВС (67), а также канадскими ВВС (все остальные самолеты).

Также были приобретены самолеты Harvard Mk III, эквивалентные модификациям АТ-6С и AT-6D. Обозначение Harvard Mk MB было присвоено 2610 самолетам, построенным под обозначением АТ-1 б компанией «Noorduyn Aviation Ltd» на заводе в Монреале для использования в ВВС Великобритании и Канады и соответствующим модификации АТ-бА. В 1946 году данная компания вошла в состав корпорации «Canadian Саг and Foundry», которая построила для канадских ВВС 270 учебно-тренировочных самолетов Harvard Mk4 (по стандарту T-6G) и 285 схожих машин в рамках программы взаимной помощи с ВВС США  под обозначением T-6J.

Начиная с 1949 года, 2068 самолетов Т-6 различных модификаций были переоборудованы, они обозначалисьT-6G и отличались двигателем R-1340-AN-1, увеличенным запасом топлива, усовершенствованной компоновкой кабины и управляемым хвостовым колесом. Самолеты поступили на вооружение ВВС и ВМС США, и во время войны в Корее 97 из них были переоборудованы в вариант LT-6G и применялись как наблюдательные самолеты и как передовые авианаводчики. В дополнение кТехап, экспортированным в Бразилию, Китай и Венесуэлу, самолеты поставлялись и в другие страны  из запасов ВВС Великобритании, Канады и США.