Самолет Model 500 Citation

Первые бизнес-джеты, вроде Lockheed JetStar, разрабатывались на основе военных машин. А лидером на новом рынке авиационной техники стала компания «Cessna».Компания «Cessna Aircraft Company» была первой из «большой тройки» американских производителей бизнес-джетов. «Прыжок» из эры поршневых гражданских самолетов в реактивную эру компания совершила 7 ноября 1968 года, представив проект Fanjet 500.Хотя Fanjet 500 стал первым реактивным корпоративным самолетом «Cessna», фирма имела богатый опыт разработки и производства реактивной техники военного назначения  для ВВС США «Cessna» построила 1774 учебнобоевых самолетов Т-37/А-37. В середине 1950-х годов фирма разрабатывала пятиместный VIP-вари-ант самолета Т-37  Model 407, но работы не дошли даже до стадии постройки прототипа.


Fanjet 500 создавался как восьмиместный самолет с гермокабиной и силовой установкой из двух ТРДД Pratt & Whitney Canada JT15D-1 тягой по 8,9 кН. Конструкторы постарались снизить уровень шума в салоне, добиться высокой экономичности и простоты обслуживания и расширить эксплуатационные режимы.Предполагалась возможность использования любых аэродромов, пригодных для двухдвигательных поршневых и турбовинтовых самолетов бизнес-класса.Прототип Fanjet 500 (N500CC) выполнил первый полет в Уичите, Канзас, 15 сентября 1969 года, а вскоре «Cessna» объявила о смене названия на Model 500 Citation.По ходу летных испытаний в конструкцию машины вносились изменения, в частности удлинили носовую часть фюзеляжа, увеличили площадь вертикальногооперения, сместили мотогондолы ближе к хвостовой части. Максимальная взлетная масса возросла с 4310 кг до 4700 кг. Эталон для серийного производства, N502CC, выполнил первый полет 1 июля 1971 года. Сертификат по нормам FAR был получен 9 сентября, после чего сразу же появились заказчики.Несмотря на скептическое отношение к новой машине, отразившееся в ее прозвище «Nearjet» (самолет имел нехарактерные для реактивной машины прямые крыло и оперение), Citation сразу стал хорошо продаваться. Низкий уровень шума в салоне, не требовательность к аэродромам, возможность полетов днем и ночьюудачно сочетались с невиданными ранее для самолетов такого класса летными характеристиками.

В начале 1970-х годов Citation сертифицировали в Австралии, Австрии, Бельгии, Канаде, Дании, Японии, Италии, Голландии, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и ряде стран Африки. Максимальную взлетную массу прогрессивно увеличивали до 4920 кг, 5215 кг и 5375 кг. С февраля 1976 года на самолете стали монтировать по желанию заказчика устройство реверса тяги Rohr, что еще больше улучшило посадочные данные машины. Выпуск исходного варианта прекратили в 1976 году после постройки 388 самолетов. Следующий вариант Citation Model I  с крылом увеличенного на 1,03 м размаха получил сертификат летной годности 15 декабря 1976 года, а поставки заказчикам начались уже через шесть дней. Вариант с экипажем из одного летчика, Model 501 Citation I/SP, сертифицировали по нормам FAA Part 23 7 января 1977 года; за исключением приборного оборудования данный вариант аналогичен Model I с экипажем из двух человек. Производство Citation I прекратили летом 1986 года; построен 691 самолет Model 500/501.


14    сентября 1976 года фирма «Cessna» анонсировала разработку первого удлиненного варианта Citation  Model 550 Citation И.В удлиненном на 1,12 м фюзеляже теперь могли разместиться два члена экипажа и 10 пассажиров. Первый Citation II (N550CC) выполнил первый полет 31 января 1977 года; сертификат FAA получил в марте.В серию также запустили вариант Model 551 Citation II/SP с экипажем из одного летчика.

Выпуск Citation II продолжался до 1984 года; построено 512 самолетов. Улучшенный вариант обозначался Model S550 Citation S/II, он отличался крылом с новым суперкритическим профилем с меньшим лобовым сопротивлением, но при этом сохранил отменные взлетно-посадочные качества предшественников за счет установки закрылков Фаулера и новых элеронов. Силовая установка  два ТРДД JT15D-4B повышенной на больших высотах тяги. Максимальная взлетная масса увеличена до 6486 кг. Салон S/II благодаря изменению интерьера стал более просторным. Приборное оборудование кабины выполнено на основе ЖК-индикаторов Sperry. В первый S/II доработалипрототип Citation II, N550CC, который выполнил первый полет в новой конфигурации 14 февраля 1984 года; сертификат получен в июле 1985 года.Заказчиком самолетов Citation S/II стали ВМС США, которые приобрели 15 самолетов под обозначением Model 552 (обозначение ВМС  Т-47А) для использования в качестве учебных. Т-47А в отличие от коммерческих машин оснащались двигателями JT15D-5 тягой по 13,05 кН и имели крыло меньшего размаха, что позволили несколько увеличить скороподъемность и максимальную скорость; потолок кабины экипажа выполнен прозрачным, в носу фюзеляжа установлена РЛС. Первый полет Т-47А выполнил в Уичите

15    февраля 1984 года, сертификат FAA получен 21 ноября 1984 года. Поставка всей партии из 15 машин завершена в 1985 году. Изначально Cessna Т-47 создавался для замены в ВМС США самолетов Rockwell T-39D Sabreliner, на которых велась подготовка операторов РЛС и других специалистов по БРЭО. С вооружения Т-47А сняли в 1990 году, передав на хранение. В августе 1993 года из-за пожара обвалилась крыша ангара, в котором находились самолеты; уцелели всего две машины. По иронии судьбы, в 1991 году на вооружение приняли улучшенный учебный Sabreliner  T-39N. Самолетам Citation первых серий на рынке сопутствовал большой успех, многие машины эксплуатируются до сих пор как в гражданских, так и в военных вариантах. Фирма «Cessna» закрепила свой успех, продолжая модернизировать удачный самолет.