Самолет McDonnell Douglas MD-80


С начала 1970-х годов компания «Douglas Aircraft Company» (позже подразделение «McDonnell Douglas Corporation») приступила к изучению способов повышения возможностей и коммерческой привлекательности самолетов семейства DC-9. В частности, разработчиком предполагалось добиться этого за счет применения модернизированных двигателей Pratt & Whitney JT8D. В январе 1975 года компания приступила к летным испытаниям модернизированного DC-9, оснащенного двигателями JT8D-109, которые позже производились под обозначением JT8D-209.В то же время специалисты «McDonnell Douglas» изучали возможность создания на базе стандартного DC-9 таких вариантов, как DC-9-50RS, DC-9-60, DC-9-50-17R и DC-9SC с усовершенствованными двигателями Pratt & Whitney или другими двигателями, а также других различных модификаций (в частности, рассматривалась возможность применения нового крыла и удлинения фюзеляжа за счет вставок различной длины перед крылом и позади крыла)
.

В октябре 1977 года компания приступила к разработке варианта, получившего изначально обозначение McDonnell Douglas DC-9 Super 80 и отличавшегося удлиненным на 4,34 м фюзеляжем (по сравнению с моделью DC-9-50), силовой установкой, включавшей два двигателя JT8D-209, а также другими усовершенствованиями. Стартовыми заказчиками на новую модель стали компании «Austrian Airlines», «Southern Airways» и «Swissair». В программе сертификации были использованы три самолета DC-9 Super 80, первые полеты ими были выполнены, соответственно, 18 октября 1979 года, 6 декабря 1979 года и 29 февраля 1980 года. Причем разработчик предлагал три варианта DC-9 Super 80, различавшихся мощностью силовой установки, запасом топлива и массой: базовую модель DC-9-81; модель DC-9-82  облетана 8 января 1981 года и оснащалась двумя двигателями JT8D-217 тягой по 88,96 кН, имела запас топлива, как на DC-9-81; модификацию DC-9-83  облетана 17 декабря 1984 года, оснащалась двигателями JT8D-219 тягой по 93,41 кН и имела запас топлива, увеличенный на 4390 л (дополнительные топливные баки в грузовом отсеке).

В 1984 году обозначение DC-9 Super 80 было изменено на MD-80, после чего указанные выше модификации получили обозначения, соответственно, MD-81, MD-82 и MD-83. DC-9-81 поступил в эксплуатацию компании «Swissair» 5 октября 1980 года самолеты были в двухклассной компоновке, вместимостью на 135 пассажиров. DC-9-82 оптимизировали для эксплуатации в жарком климате и высокогорье, в августе того же года он поступил в эксплуатацию компании «Republic Airlines». В 1982 году данный вариант пополнился еще и подвариантом с увеличенной до 67812 кг максимальной взлетной массой и двигателями JT8D-217А, позволившими увеличить массу полезной нагрузки и дальность полета. MD-83 создавался как вариант с увеличенной дальностью полета и поступил в эксплуатацию компании «Finnair» до конца того же года.В течение 1985 года компания «McDonnell Douglas» объявила о запуске нового варианта MD-87, который представлял собой уменьшенный вариант MD-80,с фюзеляжем, укороченным на 5 м, увеличенным на 0,25 м килем и вместимостью от 114 до 130 пассажиров. Самолет оснащался двигателями Я80-217В тягой по 88,96 кН и имел запас топлива 22106 л, который мог быть увеличен за счет установки дополнительных баков. Первый полет состоялся 4 декабря 1986 года, первые заказчики  компании «Finnair» и «Austrian Airlines», в эксплуатацию самолет поступил в ноябре 1987 года.

Пятым и последним вариантом в семействе стал MD-88, анонсированный в 1986    году после получения заказа от компании «Delta Air Lines». Он представлял собой фактически стандартный MD-82, но с усовершенствованным приборным оборудованием (электронный пилотажный индикатор марки Sperry, интегрированный с системой управления полетом и инерциальной навигационной системой, индикаторы на электронно-лучевых трубках и др.), с двигателями JT8D-217С, с увеличенной до 72575 кг максимальной взлетной массой и широким использованием в конструкции композиционных материалов, а также перепроектированным пассажирским салоном на 142 человека в двухклассной компоновке. Первый полет состоялся 15 августа

1987    года, первый авиалайнер передан заказчику в январе 1988 года.Особо стоит отметить, что в процессе проектирования самолетов семейства была предусмотрена возможность замены турбовентиляторных двигателей на турбовинтовые  это, впрочем, дальше экспериментов не пошло. Кроме того, «McDonnell Douglas» изучала возможность создания на базе MD-83 и MD-87 корпоративных самолетов, а также применения на самолетах семейства более современных турбовентиляторных двигателей, включая CFM56-5 и IАЕ V2500.В апреле 1985 года Китай подписал с компанией «McDonnell Douglas» соглашение по вопросу совместного выпуска самолетов MD-80 и MD-90 китайской компанией SAIC («Shanghai Aviation Industrial Corporation»), со сборкой авиалайнеров на китайских предприятиях в Ченду, Шеньяне и Сиане. Однако SAIC собрала только 35 самолетов MD-80, и в октябре 1994 года программа была закрыта. Сборка осуществлялась из машинокомплектов, поставлявшихся «McDonnell Douglas», 30 самолетов MD-82 были собраны для Китая, а пять машин MD-83 продали в Америку.Самолеты семейства MD-80 показали себя успешными наследниками DC-9, общий выпуск их составил 1191 авиалайнер линия сборки данных самолетов была закрыта в 1999 году, к тому времени компания-разработчик оказалась уже в составе корпорации «Boeing».