Самолет MCDONNELL DOUGLAS MD-11


С самого начала проект самолета MD-11 не принес разработчику значительных заказов. Программу не спас даже относительно успешный грузовой вариант  и в 2000 году сборочная линия была закрыта. Программа MD-11 была официально начата 30 декабря 1986 года  на тот момент имелись 92 предварительных заказа от 12 заказчиков, включая авиакомпании «British Caledonian», «Dragonair», SAS и лизинговую компанию «Mitsui 8t Company». Твердых заказов было несколько меньше, а соглашения о намерениях, подписанные SAS и «Dragonair», к примеру, так никогда реализованы не были, а твердый заказ от «British Caledonian» был аннулирован после покупки компании британской «British Airways».



В итоге в 1986 году HaMD-11 было получено только 11 твердых заказов: от «Mitsui 8; Со.»  пять, от «Korean Airlines»  четыре, от GPA  два самолета. Следующие заказы появились в марте  апреле 1987 года: «Finnair» (два самолета), «Swissair» (шесть и заказ еще на четыре размещен в декабре), «Alitalia» (один). Последняя компания стала стартовым заказчиком на MD -11C Combi  заказ включал пять машин, a «Federal Express» («FedEx»)  стал стартовым заказчиком на MD-11F Freighter, заказав две машины.В марте 1988 года, на момент начала окончательной сборки первого MD-11, портфель заказов насчитывал всего 31 самолет, плюс разработчик объявил о том, что ввиду задержек с поставками комплектующих поставка первой машины переносится на февраль1989    года, а ее первый полет  на апрель. В течение 1988 года «McDonnell Douglas» получила заказы от следующих компаний: «Thai International» (четыре самолета), «Federal Express» (два), «China Airlines» (четыре), «Delta Air Lines» (девять), «China Eastern» (четыре, плюс один MD-1 IF), «Finnair» (два), «Garuda» (шесть), ILFC (три, плюс два MD-11 F), LTU (три) и VARIG (четыре). Заказ от «Delta» был на тот момент самым важным, поскольку включал девять твердых заказов и опцион на 31 самолет. Кроме того, это был первый крупный заказ на MD-11 от американской авиакомпании.

В 1989 году поступление заказов продолжилось. Заказы разместили: «Federal Express» (два MD-1 IF), «Swissair» (два), «American Airlines» (15), LTU (один) и «EVA Air» (два плюс три MD-11F). Причем «American Airlines» впоследствии стала крупнейшим эксплуатантом пассажирских MD-11, а разместившая в 1989 году заказ на MD-11 компания «Air Europe» предпочла двигатели Trent 665, хотя еще до начала поставок самолетов она вышла из бизнеса.Еще одним неудачным заказчиком стала «Air Zaire», объявившая о намерении заказать несколько машин, которое так в реальности и не материализовалось.

Первый MD-11 был выкачен 6 ноября 1989 года, 10 января 1990    года он совершил первый полет  на восемь месяцев позже первоначально запланированного срока. Самолет, оснащенный двигателями CF6, приступил к программе летных испытаний, в которой пять машин налетали около 2000 часов. Причем для ускорения программы испытаний «McDonnell Douglas» сертифицировала MD-11 как вариант DC-10, а не как совершенно новый тип летательного аппарата. Сертификат типа FAA был получен 30 ноября 1990 года, а 19 декабря был сертифицирован MD-11 с двигателями PW4460.Поставка первого MD-11 заказчику, компании «Finnair», была выполнена 29 ноября 1990 года, хотя в контракте была прописана иная дата  7 декабря. «Finnair» вывела самолет в коммерческую эксплуатацию 20 декабря 1990 года  на линию Хельсинки  Тенерифе. Первый же самолет с двигателями PW4460 был поставлен в компанию «Korean Airlines» 1990    год стал удачным для программы MD-11  были получены достаточно крупные заказы от таких компаний, как «American Airlines» (11 самолетов), KLM (10), «Japan Airlines» (10), «Korean Airlines» (один), «Federal Express» (два MD-1 IF), «Delta Air Lines» (два) и «GATX Capital» (один). А вот на следующий год количество заказов оказалось небольшим: «Delta Air Lines» (два самолета), «Federal Express» (пять MD-1 IF) и «Marti-nair Holland» (три MD-1 IF).


Причина падения спроса выявилась быстро  самолет испытывал различные проблемы, отдельные характеристики не удовлетворяли эксплуатантов. Самолет имел худшие, чем планировалось, полезную нагрузку и дальность полета, а также низкую топливную экономичность. В рекламных буклетах MD-11 максимальная дальность полета с 293 пассажира-
ми и полезной нагрузкой 27 670 кг указывалась как 12955 км, но еще до окончания программы летных испытаний «McDonnell Douglas» понимала, что достичь этого показателя не получится.

Одной из главных причин стала более низкая топливная экономичность обоих вариантов двигателей  на 4-9% хуже значений, прописанных в контрактах. Были и другие недостатки, для устранения которых разработчик запустил программу улучшения характеристик авиалайнера, в ходе которой пришлось перепроектировать крыло и ряд других конструктивных элементов машины, а также снизить собственную массу самолета. Среди прочего это позволило снизить аэродинамическое сопротивление и увеличить емкость топливной системы. Выполнили соответствующую доработку своих двигателей и оба их разработчика, а компания «Delta Air Lines» разработала вариант установки в багажном отсеке дополнительного топливного бака  взамен двух грузовых контейнеров LD3.К 1996 году «McDonnell Douglas» пришла к выводу, что дальнейшее улучшение характеристик без серьезной переработки планера самолета уже невозможно, но в целом машина достигла своих первоначальных характеристик по дальности. Однако ущерб программе уже был нанесен. К примеру, заказ от «Singapore Airlines» на 20 машин был потерян, а с 1992 года приток заказов замедлился существенным образом  компании брали всего по одной  две машине.

Но на рынке грузовых самолетов MD-11F чувствовал себя более уверенно. Первый MD-llF6bm поставлен 29 мая 1991 года компании «Federal Express», a «Alitalia» получила свой первый MD-11C Combi 27 ноября 1991 года. Компания «Martinair Holland» 26 августа1991    года стала стартовым заказчиком на MD-11CF, разместив заказ на три машины, с опционом еще на две. Первый MD-11CF был поставлен в декабре 1994 года.


В середине 1990-х годов фирма «McDonnell Douglas» анонсировала несколько программ модернизации MD-11, включая двухдвигательные варианты и модификации с увеличенной дальностью полета. В 1994 году был анонсирован MD-11ER  как «300-местный авиалайнер с самой большой дальностью полета». Способный доставить 298 пассажиров на дальность не менее 13350 км, MD-11ER создавался как прямой конкурент Boeing 777 и Airbus А340.Однако интерес к базовому варианту уже существенно упал, так что активного интереса новые предложения не вызвали. Проект MD-11ER «умер» незадолго до того, как в августе 1997 года «McDonnell Douglas» была приобретена «Boeing», руководство которой в июне 1998 года объявило о том, что выпуск всех модификаций MD-11 будет прекращен в 2000 году. К маю 2000 года портфель заказов на MD-11 включал 200 машин, из которых 197 были поставлены заказчикам. Последние три MD-11F были переданы «Lufthansa Cargo» в том же году, на этом выпуск MD-11 завершился.