Самолет Lockheed L-188 Electra

Великобритания опередила США, продемонстрировав эффективность ТВД, — успеха добился Vickers Viscount. Но вскоре американцы догнали англичан, построив Lockheed L-188 Electra.История лайнера Lockheed L-188 Electra началась в мае 1954 года, когда компания «Capital Airlines» заказала большое количество британских турбовинтовых двигателей (ТВД) Vickers Viscount.На рынке США в то время доминировали фирмы «Lockheed» и «Douglas», они и еще «Boeing» вели разработку авиалайнеров с ТВД. Компании «Douglas» и «Boeing» проектировали трансконтинентальный самолет, a «Lockheed» сосредоточилась на машине меньшего размера, предназначенной для коротких авиалиний, способной использовать укороченные ВПП.


Первый проект 75-местной машины с дальностью полета 3219 км напоминал Viscount. Однако авиаперевозки переживали бум, а перспективы были еще радужнее. «Eastern Air Lines» и «American Airlines» пожелали увеличить вместимость и скорость авиалайнера. «Eastern» настаивала на 85-90-местном самолете с дальностью 4023 км и крейсерской скоростью порядка 560 км/ч.Руководство авиакомпании «American», впечатленное предложением «Lockheed» (Model 188), заказало в июне 1955 года 35 самолетов Lockheed L-188. Через четыре месяца «Eastern» тоже заказала 40 машин.

Первый прототип L-188A, N1881, взлетел 6 декабря 1957 года,на восемь недель ранее планируемого срока. Эксплуатация началась уже в январе 1959 года. Electra был на момент своего появления наиболее совершенным из винтовых авиалайнеров. Крыло Electra небольшое, но все-таки большего размаха, чем у значительно более легкого Viscount. Силовая установка — четыре ТВД типа Allison 50ID, коммерческого варианта Т56, установленного на военнотранспортном самолете Lockheed С-130. Двигатели приводили во вращение четырехлопастные винты Hamilton Standard с лопастями большой хорды, оптимизированные для полетов с большими скоростями. В конструкции планера широко использовались фрезерованные панели. В контур управления включили гидравлические бустеры, запитанные от двух независимых гидросистем.Летные данные Electra были замечательны. При крейсерскойскорости 595 км/ч самолет почти не уступал на коротких маршрутах авиалайнерам с ТРД, мог летать на 1525 м выше, чем его винтовые предшественники. Вихревой поток от винтов обтекал закрылки Фаулера, что самым положительным образом отразилось на взлетно-посадочных качествах. По топливной эффективности Electra даже превосходил лайнеры с ТРД.

До 1958 года, когда экономический спад в США привел к снижению спроса на Electra, самолет предлагался в двух вариантах: 188Аи 188С. На 188С стояли более мощные двигатели, повышена дальность полета и увеличена максимальная взлетная масса.Трудности для Electra начались в феврале 1959 года, когда самолет авиакомпании «American Airliners» разбился на посадке в нью-йоркском аэропорту Ла-Гар-дия. Причиной стала ошибка экипажа. А в сентябре над Техасом в ясный день по неустановленной причине потерпел катастрофу лайнер компании «Braniff». Через шесть месяцев при похожих обстоятельствах разбился самолет «Northwest», выполнявший рейс Миннеаполис  Майами.

FAA грозилась запретить полеты Electra, но лишь ограничила максимальную скорость значением 475 км/ч. Очередное происшествие случилось в марте 1960 года, причиной стал гироскопический эффект винтов, вызвавший вибрацию мотогондол и крыла,  через 30 секунд крыло разрушилось.После усиления крыла и мотогондол (программа LEAP  Lockheed Electra Achievement Program  обошлась в 25 млн долларов) FAA сняла ограничения К тому моменту «Boeing» уже выпустила ближнемагистральный Model 727 с улучшенными взлетно-посадочными данными. Реактивный лайнер оказался престижнее, и компания «Lockheed» после февраля 1960 года не смогла продать ни одного самолета Electra, годом позже свернули серийное производство.Всего построено 116 самолетов варианта L-188A и 54  L-188B. Большинство купили авиакомпании США, но часть попала и в зарубежные авиакомпании  ТАА, «Ansett-ANA», KLM, «Garuda», QANTAS и TEAL (позже « Air New Zealand»).

Несмотря на относительно короткий период серийного выпуска, Electra успел приобрести завидную репутацию. Особенно в регионах, куда самолеты с ТРД не летали,  здесь об изделии «Lockheed» плохо не высказывались. Недостатки устранили, и когда на смену Electra пришли лайнеры с ТРД, L-188 нашли новую область применения.Начиная с 1968 года, Electra (примерно 80 бортов) дорабатывали в грузовые самолеты различных конфигураций с одним или двумя грузовыми люками в фюзеляже, иногда сохраняя несколько пассажирских кресел.Часть самолетов продали чартерным авиаперевозчикам, в основном латиноамериканским. Некоторые машины доработали в специальные варианты, включая противопожарные и курьерские для перевозки персонала, как это сделали в НАСА. Последний пассажирский Electra до 2006 года летал в Анголе, самолет принадлежал компании «Trans Service Airlift». В 2011 году в эксплуатации находились 11 самолетов Electra, большинство  транспортные или противопожарные  в Великобритании, США и Латинской Америке. ВМС Аргентины использовала один Electra как самолет радиотехнической разведки до начала 2000-х годов.Как лайнер Electra не сделал карьеры, зато стал основой для самолетов семейства Р-3 Orion.