Самолет Lear jet

Сотни самолетов Lear jet находятся в эксплуатации, а компания «Learjet Incorporated» (ныне «Bombardier Learjet») предлагает бизнес-джеты следующего поколения. Learjet 31А, Learjet 60 и новейший Learjet 45 выполнены на новом технологическом уровне, отличаются от своих предшественников улучшенной аэродинамикой, обладают более высокими характеристиками. Канадская группа «Bombardier» при покупке «Learjet»B 1990 году сохранила знаменитый бренд. «Learjet Inc.» стала частью «Bombardier Aerospace (North America)» и продолжила разработку первого в новом поколении Learjet 31. Восьмиместный фюзеляж Learjet 35, плюс крыло Learjet 55  так появился самолет большой дальности при сохранении силовой установки из ТРДД фирмы «Garret» (ныне «Allied-Signal») TFE731-2-2B и с новым хвостовым оперением, дополненным ниже киля дельтовидными поверхностями (впервые применены на Learjet 55С). Дополнительные поверхности компенсируют момент на кабрирование и препятствуют сваливанию самолета, а также повышают управляемость в полете на больших скоростях и высотах.


Прототип, доработанный из Learjet 35А, выполнил первый полет 11 мая 1987 года. Learjet 31 (эталон для серии) использовался на сертификационных испытаниях (сертификат FAA получен в августе 1988 года). Всего было вы-
пущено 38 Learjet 31, прежде чем в 1991 году в серию пошли улучшенные Learjet 31А и Learjet 31A/ER. Незадолго до прекращения производства для «Singapore Airlines» построили два специальных самолета для обучения летчиков дальнемагистральных лайнеров, авиакомпания также заказала два Learjet 31 А.На Learjet 31А реализована концепция «стеклянной кабины» на основе пятиэкранной системы Bendix/King Electronic Flight Instrumentation System (EFIS). Новый вариант отличается от предыдущего более высокой максимальной скоростью  М=0,81 (больше на 4%). На Learjet 31A/ER (увеличенной дальности) предусмотрена возможность установки дополнительного бака емкостью 2627 л, максимальная дальность полета с экипажем и четырьмя пассажирами достигла 2752 км (у Learjet 31А  2344 км). Оба варианта оснащены парой ТРДД TFE731-2-3B тягой по 15,56 кН.

К началу 1998 года покупателям по всему миру, среди них преобладают американские заказчики, поставлено более 100 Learjet 31A/ER.тСледующая 60-я модель Learjet предназначалась для замены 55/55С Longhorn. Самолет-демонстратор выполнил первый полет 18 октября 1990 года. На нем установили один ТРДД Garrett TFE331-3A и один ТРДД Pratt & Whitney Canada PW305, для серийных машин выбрали двигатель PW305. Первый в серии Learjet 60 поднялся в воздух 15 июня 1992 года, «60-й» стал самым крупным изделием фирмы «Learjet» за всю ее историю. Винглеты и дельтовидные поверхности в хвосте вошли в стандарт данной модели. В кабине летчиков установлена четырехэкранная система Collins EFIS, салон шириной 1,80 м и высотой 1,71 м весьма комфортабелен. Двигатели оборудованы системой реверса тяги. Сертификат FAA получен 15 января 1993 года, поставки начались сразу после сертификации. Learjet 60 может перевозить до 12 пассажиров. Максимальная дальность с экипажем из двух человек, с четырьмя пассажирами и навигационным запасом топлива составляет 5065 км. К началу 1998 года поставлено более 100 самолетов, главным образом в США.FAA закупила пять Learjet 60 специальный модификации для использования в качестве калибровщиков. Подобные самолеты также есть у министерства транспорта Малайзии.Новейший Learjet 45, самолет малой и средней дальности, впервые взлетел 7 октября 1995 года в 32-ю годовщину первого полета Learjet 23). Для испытаний построено пять прототипов.

Learjet 45  совершенно новая конструкция. Это первый Learjet, спроектированный на компьютере. В 1992 году началась разработка 10-11-местного самолета, его конструировали «вокруг» новых ТРДД Allied-Signal TFE731-20 тягой 15,57 кН и нового крыла, предложенного NASA. Дальность полета на крейсерской скорости составила 4071 км, максимальная скорость М=0,81, практический потолок  15 544 м. На Learjet 45 впервые установили четырехэкранную систему Honeywell Primus 1000. Компоненты для Learjet 45 выпускают различные предприятия группы «Bombardier», окончательную сборку выполняет завод в Уичита (штат Канзас, США), который в 1997 году радикально модернизировали и вдвое увеличили по площади. Крылья поступают из Торонто, а фюзеляжи  из Северной Ирландии с «Short Brothers». Поставки начаты в 1998 году, к этому моменту имелись заказы на более чем 140 самолетов. До конца 1998-го отгружено порядка 50 машин.В январе 1998 года «Bombardier» заняла ведущие позиции в программе Flexjet, ориентированной на создание нескольких новых бизнес-джетов.