Самолет DHC-2 Beaver



De Havilland Canada DHC-2 Beaver  один из самых удачных легких самолетов, возможности которого существенно возросли после оснащения его поплавковым шасси.


Проверка поплавкового шасси
Перед каждым полетом поплавковое шасси необходимо проверять. Поплавки разделены на несколько секций  в случае затопления одной или двух секций весь поплавок плавучести не теряет. Перед каждым вылетом летчику или технику необходимо тщательно проверить целостность каждого поплавка, каждой секции и при необходимости устранить нарушения целостности конструкции. Хотя незначительное попадание воды внутрь поплавков во время взлета (посадки) вполне допустимо.


Гидросамолет или летающая лодка
Основное различие между гидросамолетами и летающими лодками в том, что у последних нижняя часть фюзеляжа выполнена в виде лодки, а поплавки под крылом могут использоваться в качестве стабилизирующих. Летающая лодка в итоге как бы «сидит» в воде, а не стоит на поверхности воды на поплавках, как гидросамолет. Причем в гидросамолет могут переоборудоваться и обычные самолеты  колесное шасси заменяется на поплавковое, которое и воспринимает на себя все нагрузки при взлете/посадке. Иногда поплавки оборудуются выдвижными колесами  гидросамолет становится настоящей амфибией, но колесным шасси могут оборудоваться и летающие лодки (например, российский Бе-200).


Подкосы
В рамках предполетной подготовки необходимо I также проверить состояние и подкосов, различных тросов и оснастки гидросамолета. Нагрузка на элементы шасси при посадке гидросамолета на воду больше, чем у обычного самолета при посадке на ВПП.


Управление на водной поверхности
В задней части поплавков имеются небольшие рули  водорули, которые ввиду своей малой площади имеют невысокую эффективность. Находящийся на водной поверхности гидросамолет будет активно дрейфовать по ветру и сноситься течением. Причем носом он будет разворачиваться к ветру, так что для разворота самолета на любой другой курс необходимо затратить значительные усилия.


Посадка ночью и вынужденная посадка
Посадка гидросамолета на воду ночью дело почти невозможное. Даже на крупных гидроавиабазах и гидроаэродромах, где акватория для взлета и посадки гидросамолетов обозначена буями и имеет систему подсветки, взлет и посадка ночью — очень опасны, поскольку пилот может не заметить препятствие, способное повредить поплавки его машины. А вот вынужденная посадка гидросамолета на сушу  не такая уж и редкая вещь, причем благодаря большому и прочному поплавковому шасси он может сесть там, где посадка самолета с колесным шасси опасна или даже невозможна.


Предполетная проверка
Предполетная проверка, в общем-то, особенно не отличается от аналогичной процедуры, которую выполняют летчики «сухопутных» самолетов, исключая проверку поплавкового шасси и других элементов конструкции перед покиданием гидросамолетом стоянки или дока  пилот должен внимательно осмотреть гидросамолет: как он сидит на поверхности, не набралась ли в поплавки вода, где находится центр тяжести и пр. При выруливании на стартовую позицию пилот, внимательно наблюдая за поведением гидросамолета и работой отдельных систем, также должен оценить погодные условия и состояние озера (реки, моря). После выхода на стартовую позицию пилоту следует еще раз проверить работоспособность всех систем гидросамолета и оценить метеоусловия  вполне возможно, что ему придется отказаться от выполнения взлета. Оценивается характер работы силовой установки, затем пилот должен визуально осмотреть акваторию в районе старта на предмет наличия опасных препятствий или других гидросамолетов, плавсредств или людей, при этом, если позволяют условия, следует сделать круг по водной поверхности в районе старта для более тщательной оценки условий для осуществления безопасного взлета. На самолетах с высокорасположенным крылом осмотр следует делать, не выпуская закрылки во взлетное положение, чтобы не ограничивать обзор в задней полусфере. Поскольку на воде нет строго расчерченной ВПП, как на сухопутных аэродромах, пилоту гидросамолета приходится выбирать ориентиры на берегу для выполнения относительно ровного разбега. Пилоты гидросамолетов обычно выполняют взлет против ветра  это позволяет сократить разбег.


Особенности пилотирования
Пилотирование гидросамолета несколько отличается от полетов на обычном самолете. Обычно гидросамолеты имеют взлетную скорость примерно на 10% больше, чем у прямых «сухопутных» аналогов. А с другой стороны  при условии одинаковой силовой установки скоростные характеристики «сухопутного» варианта примерно на 10% превышают аналогичные показатели гидросамолетов. Различие же по скороподъемности  еще существеннее. Аналогичные различия имеются и в дальности полета. Естественно, что два больших поплавка оказывают негативное влияние и на аэродинамическое сопротивление самолета. Некоторые гидросамолеты также имеют склонность к ухудшению продольной устойчивости, особенно, что касается характерного скольжения в горизонтальном развороте и рыскания в горизонтальном полете. Для улучшения путевой устойчивости часто устанавливают дополнительный киль.