Самолет DE HAVILLAND DH.114 HERON


Разработанный как более вместительный вариант самолета Dove, авиалайнер Heron так и не приблизился к успеху своего предшественника, но, тем не менее, применялся у военных и гражданских заказчиков по всему миру. Грандиозный успех, сопутствовавший DH.104 Dove в 1945 году, побудил компанию «de Havilland» приступить к разработке более крупного четырехмоторного варианта для замены предвоенных DH.86. Но реализация проекта DH.114 была отложена до 1949 года. Самолет интегрировал в себе целый ряд конструктивных элементов Dove  отъемные части крыла, носовую и хвостовую секции фюзеляжа, соединенные удлиненной на 2,62 м центральной секцией с салоном на 14-17 мест. Самолет, получивший название Heron, имел неубирающееся трехопорное шасси и двигатели Gipsy Queen 30 Mk 2 мощностью по 250 л. с., вращавшие двухлопастные воздушные винты.



Прототип самолета Heron, G-ALZL, совершил первый полет с аэродрома Хэтфилд под управлением Джеффри Пайка 10 мая 1950 года. В ходе программы летных испытаний прототип налетал 180 часов и единственным изменением, внесенным в конструкцию машины, стало внедрение хвостового оперения с большим углом поперечного V. После проведения в Судане и Кении испытаний в условиях высокогорья и жаркого климата G-ALZL в мае 1951 года передали департаменту продаж компании «de Havilland», и затем самолет демонстрировался в окраске различных авиакомпаний. Позже G-ALZL был доведен до серийного стандарта, оснащен двигателями Gipsy Queen 30 Mk 2 и передан компании «Jersey Airways». Первый серийный Heron Mk 1 (Series 1) был передан в апреле 1952 года авиакомпании «New Zealand National Airways», за ним последовали еще шесть самолетов, после чего сборка Heron переместилась в Честер.Седьмой серийный лайнер, G-AMTS, являлся также прототипом варианта Heron Mk 2 (Series 2), отличавшегося убирающимся шасси, что позволило увеличить скорость на 32 км/ч и снизить расход топлива. Первый полет он совершил 14 декабря 1952 года.

Выпуск двух вариантов Heron велся параллельно, ранние Mk I с неубирающимся шасси поступили в «All Nippon Airways» и эксплуатировались на линии Осака  Токио. Такие же лайнеры получили компании «Braathens SAFE Air Transport» (Норвегия), «Butler Air Transport» (Австралия), «Cambrian Airways», «Garuda Indonesian Airways», «Jersey Airways», которая стала основным британским эксплуатантом данного самолета, а также в уругвайскую PLUNA и бразильскую TAS. Компания «British European Airways» получила два Heron Mk I в феврале 1955 года  они сменили Dragon Rapide на линиях между Глазго и курортными городами Барра и Бенбекула.Имевший убирающееся шасси Heron Mk 2 оказался весьма востребован как VIP и корпоративный авиалайнер. Эти самолеты поступали в Бельгийское Конго, Саудовскую Аравию и ЮАР, а четыре лайнера в 1955-1961 годах приобрел британский королевский авиаотряд. Часть Heron позже модифицировали в варианты Heron 1В и 2В, отличавшиеся возросшей до 5897 кг взлетной массой. 14-местный Mk 2В эксплуатировался в ряде крупных авиакомпаний, включая «Devlat Hava Yollari» (Турция), «Indian Airlines» и «West African Airways». Литера «А» в обозначении, как и в случае с Dove, была зарезервирована для лайнеров, предназначенных для поставки на американский рынок  этот вариант отличался интерьером. Однако продан был лишь один Heron Mk 2А  компании «Illini Airlines».
Со временем в конструкцию Heron вносились отдельные изменения: руль направления с более широкой хордой; возможность установки флюгируемых воздушных винтов (модификация Mk 2С); увеличенная до 6123 кг максимальная взлетная масса (Mk 2D). Два Мк 2D использовались нефтяной компанией «Shell» для полетов между Лондоном и Амстердамом. Общий выпуск Heron составил 148 самолетов, из них 52  вариант Mk 1 с неубирающимся шасси.

Как и лайнер Dove, Heron стал основой для создания ряда модификаций: в 1965 году японская «Тоа Domestic Airlines» ремотори-зировала пять своих Mk 1  они получили двигатели Continental I0-470D мощностью по 260 л. с. (работы выполняла «Shin Meiwa») и новое название Tawron; «Connellan Airways» разработала проект ремоторизации своих самолетов на двигатели Lycoming I0-540-G1A5  машины летали на маршрутах в северной Австралии; компания «Riley Aeronautics» разработала проект ремоторизации, предусматривавший установку двигателей Lycoming IGO-540-B1A5  такие лайнеры получили обозначение Riley Turbo Skyliner.