Самолет DC-9-81

 

История MD-80 закончилась в 1999 году, когда «Boeing» поставила последний самолет. Super 80 строился на заводе в Лонг-Бич на протяжении 20 лет. Большинство MD-80 было поставлено компаниям, многие годы удачно эксплуатировавшим DC-9. Хотя «Boeing» не продолжила производство самолетов, большое количество MD-80 летает на регулярных линиях и сегодня, со сцены MD-80 сойдет еще не скоро. Первый полет самолет MD-80 выполнил в октябре 1979 года как McDonnell Douglas DC-9 Series 80, или DC-9 Super 80. Обозначение «Super 80» подчеркивало отличие модели от более ранних DC-9 и позиционировало самолет, как самую перспективную модель для 1980-х годов. Самолет DC-9-80 никогда не существовал. Первый серийный вариант известен как DC-9-81 (данное обозначение стояло на всех чертежах вплоть до окончания выпуска MD-80).

Поначалу продажи шли медленно  за пять лет после анонсирования в 1977 году программы производства заказали всего 100 самолетов. Ситуация резко изменилась в первой половине 1980-х годов, когда объем производства достиг
125 самолетов в год. На DC-9-80 поступило 36 заказов от компаний «Swissair», «Austrian Airlines» и «Southern Airways» (заказ позже был аннулирован). Первым покупателем стала «Swissair» (15 машин). Первый DC-9-81 национальная компания Швейцарии получила 13 сентября 1980 года, а 10 октября самолет вышел на линию Цюрих  Лондон. Первые два самолета швейцарского заказа компания «McDonnell Douglas» использовала в программе летных испытаний, оба самолета заказчик так и не получил. Самый первый DC-9-81 (б/н 48000, HB-INA) получил повреждения и оставался у производителя до 1990 года, когда был продан другому покупателю. Второй самолет (б/н 48001, HB-INB) также получил повреждения 19 июня 1980 года в Юма. Вместо этих машин Швейцария получила в декабре 1981 года и марте 1982-го вновь построенные DC-9-81 (регистрацию HB-INA и HB-INB сохранили). После компании «Swissair» покупателями DC-9-81 стали «Austrian Airlines», «Austral Lineas Aereas», «Muse Air» «AirCal», «ТОА Domestic Airlines» (позже «Japan Air System»), «Pacific Southwest Airlines/PSA» (позже вошла в «USAir», ныне «US Airways»), «Hawaiian Airlines», «Inex Adria Airlines», «Sun Air», «Harlequin Air», «Avioimpex», «SAS», «Aeromexico», «Continental Airlines», «Midwest Express» и «Spirit Airlines».


В 1979 году «McDonnell Douglas» анонсировала первый вариант в семействе Super 80  DC-9-82, почти идентичный DC-9-81, но с более мощными двигателями, оптимизированными для жары и высокогорья. Первым официальным покупателем этого самолета стала «Aeromexico», но «Inex Adria» два Super 80 из своего заказа заменила на DC-9-82. Первой в США эти самолеты купила «Republic Airlines» (позже объединилась с «Northwest Orient», позже «Northwest Airlines»), получившая самолет 5 августа 1981 года. 11 августа первую машину получила «Inex Adria», Другими эксплуатантами стали «AirCal», «Jet America Airlines» (позже объединилась с «Alaska Airlines»), «Frontier Airlines», VLASA, «ALM Antillean Airlines», «New York Air» (позже объединилась с «Continental Airlines»), «Martinair Holland», «American Airlines», «Trans World Airways/ TWA», «Alitalia», «Austrian Airlines», «Ozark Airlines» (позже объединилась с TWA), «Alisarda», «Continental Airlines», «Finnair», «Far Eastern Air Transport», «Nouvelair Tunisie», «Sun Air», «Air Philippines», «Beiya Airlines», «Pacific Airlines», «U-Land Airlines», «Meridiana», SAS, «Spanair», «Aeromexico», «Midwest Express» и «Spirit Airlines».

MD-82, построенные в КНР по лицензии, в настоящее время эксплуатируются «China Eastern Airlines», «China Northern Airlines» (позже объединилась с «China Southern») и «China Northern Swan Airlines» (объединилась с «China Northern»).
В январе 1983 года «McDonnell Douglas» представила самолет DC-9-83 с увеличенными дальностью и полетной массой, ориентированный на выполнение чартерных полетов на маршрутах большой протяженности. В июне 1983    года «McDonnell Douglas» окончательно отказалась от префикса «DC» (Douglas Commercial) в обозначении, заменив его на MD.Самолет Super 80 стал обозначаться MD-80, DC-9-81  MD-81, a DC-9-82  MD-82. Первым покупателем MD-83 стала «Alaska Airlines», получившая первый лайнер в феврале 1985 года. MD-83 были поставлены компаниям «Finnair», «American Airlines», «Korean Airlines», «Nouvelair Tunisie», «Far Eastern Air Transport», «British Island Airways», «Aero Lloyd», «Air Liberte», «АОМ French Airlines», «Austrian Airlines», «Eurofly», «Meridiana», SAS, «Spanair», «Aerolineas Argentinas», «Aeromexico», «Air Jamaica», «Allegro Air», «Austral», «Avianca», BWLA, «Continental Airlines» и «Midwest Express».

Появление в 1985 году варианта MD-87 ознаменовало первое серьезное изменение конструкции MD-80. MD-87  укороченный вариант MD-80  предназначался для замены устаревших короткофюзеляжных DC-9. В декабре 1984    года заказы на новую модель поступили от «Finnair» и «Austrian Airlines»  первые самолеты они получили 1 ноября 1987 года и 27 ноября 1987-го, соответственно. Всего десяти покупателям поставили 75 MD-87  выпуск был прекращен в 1992 году. В 2011 году почти половина из построенных самолетов все еще эксплуатировалась, в том числе российской АФК «Система» и правительством Чада.

Финальным вариантом семейства MD-80 является MD-88, разработанный специально для компании «Delta Airlines». Самолет представлял собой комбинацию планера MD-82/83 и приборного оборудования EFIS. Первый MD-88 поставили 19 декабря 1987 года, его эксплуатация началась 5 января 1988-го. Позже «Delta» модернизировала в MD-88 свои самолеты более ранних вариантов. MD-88 также закупили «Iberia», «Onur Air», «Aeromexica» и «Midwest Airlines».1000-й самолет MD-80 MD-83 N960AS  был передан компании «Alaska Airlines» 23 марта 1992 года. Поставленный 11 июня 1992 «American Airlines» MD-83 (N596AA) стал 200-м двухдвигательным самолетом, построенным «McDonnell Douglas».


В 1997 году, после покупки «Boeing» компании «McDonnell Douglas», будущее всех авиалайнеров MD стало туманным. Состояние неизвестности продолжалось до мая 1998-го, когда «Boeing» объявила о прекращении выпуска MD-80 (и MD-90). Последний MD-80 передали компании TWA на церемонии в Лонг-Бич 21 декабря 1999 года. Это был MD-83,26-я машина, поставленная в 1999 году компании TWA; всего компания приобрела 102 таких авиалайнера. Последний MD-80 назвали «Spirit of Long Beach». В 1933 году TWA приобрела самый первый двухмоторный Douglas  DC-1. «Douglas Aircraft», «McDonnell Douglas» и «Boeing» в 1979  1999 годах поставили 1191 самолет MD-80. В 2011 году крупнейшим оператором машин данного типа являлась «American Airlines» с 282-я самолетами MD-80. Парк «Delta Air Lines» насчитывает 117 самолетов, «Allegiant Air» 66, a «Alitalia»  39.