Самолет Convair-Liner

 

Семейство машин Convair-Liner  одно из самых удачных в американской гражданской авиации. Самолеты, первоначально предназначенные для замены Douglas DC-3, выпускались многие годы.Вначале 1945 года компания «American Airlines» сформулировала требования к новому двухмоторному самолету, способному заменить Douglas DC-3 после окончания войны. «Consolidated-Vultee Aircraft Inc.» («Convair») разработала самолет Model 110. Вместимость была 30 пассажиров, моторы  Pratt & Whitney R-2800-SC13G Double Wasp. Выхлопная система двигателей была устроена так, что отработанные газы создавали реактивную тягу. Все последующие двухмоторные Convair имели ту же особенность. Самолет Model 110 снабдили встроенными трапами, входную дверь разместили передкрылом, что также было необычно для авиалайнеров той поры.

8 июля 1946 года на заводском аэродроме «Convair» в Сан-Диего единственный прототип Model 110 (NX90653) выполнил первый взлет под управлением летчиков-испытателей Раса Роджерса и Арта Баси. Задолго до этого полета фирма приступила к проектированию варианта Model 240, получившего наименование Convair-Liner, с герметичной кабиной уже на 40 пассажиров — исследование рынка выявило необходимость создания более вместительного авиалайнера. 100 таких самолетов заказала «American Airlines», базовая цена самолета составляла 316000. Среди первых покупателей Model 240 были «Pan American», «United», «Western Air Lines», «Ethiopian», «Garuda Indonesian», «KLM Royal Dutch Airlines» и «Trans-Australia Airlines».

Прототип Model 110 использовался для испытаний в интересах программы Model 240, отличавшегося фюзеляжем,
удлиненным на 1,12 м и на 10 см более тонким. В салоне стояли десять рядов кресел, по четыре в ряд. Герметичная пассажирская кабина впервые появилась на двухмоторном коммерческом самолете. Иллюминаторы сделали прямоугольными  на Model 110 они были круглыми. Планер  цельнометаллический алюминиевый, за исключением ненагружен-ных элементов, их выполнили из стекловолокна. Силовая установка включала два двигателя Pratt & Whitney R-2800-CA15 мощностью по 2300 л. с. или 2400-сильные СА18 с впрыском воды, винты  трехлопастные Hamilton Standard или Curtiss Electric. Двигатели прикрывались большими капотами с панелями, откидывающимися для удобства обслуживания. Во внешних секциях крыла размещалось по топливному баку емкостью 1890 л.

Прототипа самолета Model 240 не существовало. Головной серийный самолет, N90849, собрали на конвейере и отправили в первый пролет 16 марта 1947 года под управлением Сэма Шеннона и Раса Роджерса. По результатам 16-недельной программы испытаний лайнер признали пригодным к эксплуатации с максимальной взлетной массой 18900 кг.
23 февраля 1948 года «American Airlines» первой получила Model 240, эксплуатация самолета началась 1 июня. Темп производства нарастал, и уже в январе 1949 года был выпущен сотый Convair 240, его передали авиакомпании KLM.

В 1950 году взлетную массу самолета довели до 19000 кг, запас топлива увеличили до 5680 л за счет дополнительных крыльевых баков. Первые самолеты нового стандарта получила компания «Garuda», а затем «Ethiopian Airlines»  для нее лайнеры комплектовались реактивными взлетными ускорителями Aerojet 14AS-1000 JATO (Jet Assisted Take-Off) для взлетов с коротких ВПП в жарком африканском климате.Всего построили 176 коммерческих Model 240, пять использовались для испытаний или достались частным лицам, остальные ушли в авиакомпании.

Компания «Convair» собиралась закрыть программу Model 240 из-за ухудшения продаж. Однако успех рекламной кампании Martin 4-0-4 подтолкнул ее к модернизации машины. Новый вариант сначала обозначался как Model 240А, но 28 ноября 1958 года его представили как Model 340, первым заказчиком стала «United Airlines» (30 самолетов). Фюзеляж Model 340 удлинили на 1,37 м  еще для четырех рядов кресел. Размах крыла увеличили до 32,1 м, закрылки сделали двухсекционными, стойки опор шасси удлинили. Установили более мощные моторы P8cW R-2800-CB16/17 мощностью по 2500 л. с. в удлиненных на 18 см мотогондолах. Винты установили тоже новые  Hamilton Standard Hydromatic, по ним была взаимозаменяемость с 4-моторным Douglas DC-6. Емкость баков увеличили на 2840 л. Кроме этого, улучшили систему наддува салона, все пассажирские двери стандартизировали, двери левого борта оборудовали встроенными трапами.

5    октября 1951 года прототип Convair 340 под управлением Сэма Шеннона выполнил первый полет. Сертификат летной годности был получен 27 марта 1952 года, за четыре дня до передачи первого самолета «United Airlines». Первый рейс состоялся 16 ноября того же года. Model 340 приобрели компании «Braniff», «Continental», «Delta», «Hawaiian» «National», «Aeronaves de Mexico», «Alitalia», «All Nippon», «Ansett of Australia», «AVENSA», «Cruzeiro do Sul», «Finnair», «Garuda», JAT, KLM, LACSA, «Lufthansa», «Philippine Air Lines» и «Saudi Arabian Airlines». Всего построено 209 гражданских Model 340, включая 12 самолетов, проданных корпорациям.

В 1954 году «Convair» анонсировала проект Model 340В, создав конкурента Vickers Viscount.6    октября 1955 года прототип поднялся в небо вновь под управлением Сэма Шеннона. Вскоре самолет переименовали в Model 440 Metropolitan. В носовой части помещалась метео-РЛС с дальностью 240 км (локатор  опция по желанию заказчика), обтекатель увеличил длину фюзеляжа на 71 см. По сравнению с 340-м размеры пассажирской кабины не изменились, хотя в ней установили 52 кресла и добавили по одному иллюминатору с каждого борта. Шумоизоляцию салона улучшили. Аэродинамику капотов двигателей облагородили, два выхлопных реактивных патрубка заменили одним прямоугольного сечения.

Максимальная взлетная масса была доведена до 22 270 кг, а позже и до 22 540 кг.Головной самолет 440-й серии совершил первый полет 15 декабря 1955 года, сертификат получен 30 января 1956 года. Первую серийную машину купила корпорация «Swiflite Corporation» («Cities Services Oil»). 8 марта 1956 года к эксплуатации 440-го приступила «Continental Airlines». Почти половину из построенных самолетов (153) приобрели авиакомпании, 199 машин были проданы ВВС, корпорациям и частным лицам.