Самолет CASA C.212 Aviocar

Самолет Aviocar можно считать большим успехом испанской компании CASA. В общей сложности было построено около 500 двухмоторных турбовинтовых транспортных самолетов, до сих пор остающихся в эксплуатации.В конце 1960-х годов испанские ВВС все еще продолжали эксплуатировать старые транспортные самолеты Junkers Ju 52/3m, Douglas DC-3 и CASA 207 Azor. Намереваясь заменить их, командование ВВС подготовило тактико-технические требования к новому военно-транспортному самолету с укороченными взлетом и посадкой и возможностью эксплуатации с полевых аэродромов.

Испанская CASA, с 1999 года ставшая EADS CASA и сегодня входящая в состав подразделения «Airbus Military», подготовила проект такого транспортного самолета.Самолет мог брать на борт груз массой до 2000 кг, грузовая кабина была негерметизирована, в ее кормовой части располагалась грузовая рампа. Первый прототип C.212 Aviocar был облетан 26 марта 1971 года. Значительная часть из 129 машин первой серийной модификации Series 100, строившейся CASA, предназначалась для испанских ВВС. Последние получили более 50 транспортных самолетов в базовой комплектации, которые получили обозначение Т. 12В, а восемь предсерийных машин под обозначением ТЕ. 12В использовались испанскими военными в качестве учебных для подготовки штурманов и как самолеты для фоторазведки TR-12A. Специалисты CASA разработали коммерческий 19-местный вариант, который был сертифицирован для полетов на высотах до 3000 м и являлся хорошим вариантом для региональных авиаперевозок. Первые образцы гражданских С-212СА были поставлены в июле 1975 года.В 1979 году появилась модификация Series 200  грузовой отсек удлинен на 6,5 м, а максимальная масса полезной нагрузки выросла до 2770 кг. Новая модификация была рассчитана на 28 пассажиров, либо 24 военнослужащих в полной выкладке, либо 23 парашютистов.

С.212 отличали низкие эксплуатационные затраты, великолепные характеристики и вместительный грузовой отсек, что делало самолет идеальным кандидатом для решения различных военных задач. На базе Series 200 были созданы морской патрульный самолет, самолет радио- и радиотехнической разведки и РЭБ, учебный самолет для подготовки специалистов РЭБ и противолодочный самолет.Начиная с 1987 года, стандартной серийной модификацией стал Series 300, внешне отличавшийся наличием винглетов, увеличивших размах крыла до 20,4 м, и более обтекаемой носовой частью фюзеляжа. Самолет имел максимальную взлетную массу 8000 кг и массу полезной нагрузки 2820 кг. На базе Series 300 были созданы специализированные модификации. Последней серийной модификацией самолета стал Series 400, выпуск которого был начат в 1998 году. Данная модель оснащалась более мощным двигателем TPE331-12JR-701C (мощность 925 л. с.), имела увеличенную массу полезной нагрузки и усовершенствованный комплекс авионики.Важным этапом программы С.212 стало производство самолетов в сотрудничестве с индонезийской компанией IPTN (сегодня «Indonesian Aerospace»). Начиная с 1976 года, она выпускала его под обозначением NC-212.В январе 2013 года на предприятии CASA в Сан-Пабло были собраны последние Series 400 (для Береговой охраны Вьетнама). Всего здесь выпустили 477 С.212, но теперь самолеты будут собираться только в Индонезии.Сегодня в эксплуатации остаются более 300 С.212, из которых около половины состоят на вооружении армий 23 стран мира. По состоянию на 2013 год, в Испании в эксплуатации остаются 13 транспортных С.212.