Самолет C-135 Stratolifter

 

C-135 Stratolifter создан на базе КС-135 Stratotanker, но особых успехов в качестве военно-транспортного самолета не достиг. Он поставлялся в малых количествах и был временным вариантом до поступления на вооружение самолетов С-141 StarLifter.
С-135 совершил первый полет 19 мая 1961 года, а первые поставки самолетов Военной авиационной транспортной службе ВВС США (MATS) осуществлены в январе 1962 года. Таким образом, служба MATS вошла в эру реактивной авиации.
Самолет С-135, отличительными особенностями которого были четырехдвигательная силовая установка и стреловидное крыло, стал символом революции в авиастроении. В пресс-релизе, подготовленном на авиабазе МакГуайр, указывалось, что новый военно-транспортный самолет может брать на борт 40117 кг груза, 54 раненых с сопровождающими или же 126 солдат. С-135 также мог перевозить 376 ящиков с боеприпасами или 1090 коробок с индивидуальными сухпайками
типа «С» («С» Ration). В сравнении с поршневыми двигателями, применявшимися тогда на большинстве военно-транспортных самолетов, реактивные двигатели С-135 были более эффективными и работали на том же авиакеросине JP4, что и двигатели истребителей и бомбардировщиков, состоявших на вооружении ВС США. Генерал Джо Келли-младший, в 1962 году возглавлявший MATS, заявил: «С-135 придал нашей военнотранспортной авиации совершенно новые возможности».

Варианты С-135

Существовало несколько вариантов военно-транспортного С-135. В частности, ВВС США закупили 15 самолетов С-135А, использовавшихся в роли дальних транспортных, не имевших топливозаправочной системы и не способных применяться в качестве заправщиков. Самолеты оснащались ТРД Pratt & Whitney J57 (как и на топливозаправщике КС-135А).
Затем ВВС приобрели для MATS еще 30 самолетов  модификации С-135В Stratolifter, оснащенных реверсивными двигателями TF33-P-5. Аналогичные двигатели стояли на С- 135С  так обозначили три WC-135B, переоборудованных вновь в военно-транспортный вариант и оснащенных системой дозаправки топливом в полете (единственные в семействе С-135, оснащенные такой системой). Еще три С-135А были ремоторизированы  получили двигатели Pratt & Whitney TF33-PW-102 и новое обозначение С-135Е.

Пять С-135В получили VIP-ca-лоны и под обозначением VC-135B были переданы 89-му авиакрылу  они использовались как штабные транспортные. Четыре машины позже переоборудовали вновь в С-135В, а пятая стала TC-135W.
В целом, конечно, Военная авиационная транспортная служба ВВС США, затем переименованная в Военно-транспортное авиакомандование (Military Airlift Command или MAC, а после 1992 года  Air Mobility Command или АМС), была не тем местом, где «революцию» надо было начинать с реактивного самолета, более всего приспособленного для перевозки личного состава, а не грузов  особенно крупногабаритных.

Ограничения по загрузке

Главная задача военно-транспорт-ных самолетов ВВС США  в первую очередь, перевозка грузов и военной техники, а не личного состава. Военнослужащие чаще перебрасываются за границу на арендуемых авиалайнерах или же, как было в случае с операцией «Щит пустыни», на авиалайнерах, мобилизованных в состав Резерва гражданского воздушного флота (Civilian Reserve Air Fleet  CRAF).Для перевозки личного состава и само MAC располагало самолетами Boeing 707 (военное обозначение С-137). Но именно для перевозки грузов С-135 не особо подходил  в итоге к середине 1960-х годов командование приступило к их замене на «настоящий» военнотранспортный самолет Lockheed С-141 StarLifter.Сравните сложность операций по погрузке груза на самолеты. Если С-141 имел задний грузовой люк и рампу, a Lockheed С-5 Galaxy имел два грузовых люка (передний с поднимающейся вверх носовой частью и задний с двумя боковыми створками, причем оба  с грузовыми рампами), то на С-135 погрузка осуществлялась через бортовой грузовой люк размерами 2,97x1,98 м, расположенный в 3 м над землей. Требовалось специальное погрузочное оборудование, которое имелось далеко не на каждой авиабазе. Специалисты MAC попытались улучшить «грузовые возможности» С-135 и КС-135, оснастив самолеты собственной системой погрузки, но она не пользовалась популярностью у летчиков. С-135 совершенно не удовлетворял потребностям MAC, но на вооружение все же поступил в качестве временной меры перед поставкой более совершенных самолетов.

Работа в Конго

В октябре 1962 года четыре С-135 доставили груз 16,6 т и 1232 шведских миротворца из Стокгольма в Леопольдвилль, Конго,  первое задание такого рода для реактивных военно-транспортных самолетов ВВС США. Задача была выполнена без замечаний, а два месяца спустя С-135 вновь появились в Конго для выполнения гуманитарных задач.Важную роль С-135 как военнотранспортный самолет сыграл и во время известного Карибского кризиса 1962 года  в октябре того же года С-135 из состава MAC обеспечивали переброску личного состава и грузов для формирования войсковой группировки на побережье США и на территории базы Гуантанамо. Тогда лишь чудом удалось избежать крупномасштабной войны. Однако при заходе на посадку на аэродром базы Гуантанамо один С-135 потерпел крушение.

Иные задачи

В конечном итоге основной задачей С-135, переоборудованных в VC-135, стала перевозка VIP-персон. Но VC-135 находились в тени VC-137, получившего позывной «AIR FORCE ONE» и предназначенного для перевозки президента США.
К 1990-м годам многие С-135 были сняты с вооружения или же были переоборудованы в танкеры, летные лаборатории, самолеты метеоразведки (WC-135B) или воздушные командные пункты, а затем списаны. Лишь несколько С-135 оставались в эксплуатации как «чистые» военно-транспортные самолеты. Последний остававшийся в летной годности С-135А (60-0377) эксплуатировался уже как NC-135A  обеспечивал программу разработки и испытаний «стелс-бомбардировщика» В-2, а в 1996 году был окончательно списан.Два С- 135Е состояли на вооружении 65-й военно-транспортной эскадрильи ВВС на Тихом океане, дислоцировались на авиабазе Хикам, штат Гавайи, и использовались в качестве личных самолетов командующего ВС США на Тихом океане и командующего ВВС США на Тихом океане. В свободное от основной задачи время они привлекались для решения и ряда других задач.

С-135С Speckled Trout

Вероятно, наиболее интересным вариантом С-135 стал С-135С Speckled Trout, первоначально заказанный как VIP-транспортный, но затем в рамках программы испытаний новых систем управления и связи оборудованный соответствующей связной аппаратурой и системами обмена данными. Самолет также использовался в качестве летающей лаборатории для отработки системы космической навигации, систем беспроводной связи и пр. Самолет был списан в 2006 году, а его функции были возложены на переоборудованный KC-135R.