Самолет Britten-Norman Trislander

 

Разработанный на базе успешного BN-2 Islander, самолет Britten-Norman Trislander легко узнаваем по достаточно необычной трехдвигательной силовой установке. Но успех самолету не сопутствовал, хотя Trislander оказался весьма надежным и экономичным. Вполне возможно, что он вновь поступит в производство. Громкий успех «оригинального» 10-местного двухмоторного Islander вскоре побудил руководство «Britten-Norman» начать разработку удлиненных вариантов, способных перевозить большее количество пассажиров на большую дальность, но сохранивших простоту и надежность конструкции своего предшественника. Естественным решением стало бы удлинение фюзеляжа  за счет вставки перед крылом, но в этом случае требовалось усилить планер машины и переделать шасси. Однако возросшую массу самолета должны были «тянуть» все те же два двигателя Lycoming мощностью по 260 л. с. Четырехмоторный 17-местный вариант не вызывал энтузиазма, а установка на крыле более мощных двигателей потребовала бы еще более существенной переработки конструкции машины. Решение, на котором остановились разработчики, оказалось комбинированным  удлиненный фюзеляж и трехдвигательная силовая установка. Третий двигатель установили в хвостовой части, избежав в итоге необходимости усиливать носовую часть планера и обеспечив более эффективную работу хвостового оперения.


В итоге Trislander представлял собой минимально доработанную удлиненную версию Series 2 Islander с 2,29-метровой вставкой в носовой части фюзеляжа и новым хвостовым оперением, в котором разместили третий двигатель. Стабилизатор  увеличенной площади, с переменным углом установки и электроприводом. Опытный самолет Trislander (G-ATWU) получили путем переоборудования второго опытного Islander  установили новый киль, в средней части которого была смонтирована мотогондола третьего двигателя. Руль направления располагался под мотогондолой, а площадь киля была увеличена за счет верхней его части  над мотогондолой. Опытный самолет совершил первый полет 11 сентября 1970 года, причем в тот же день самолет был продемонстрирован на авиашоу в Фарнборо. Планировалось, что конструктивно Trislander будет более чем на 75% идентичен первоначальному двухмоторному варианту, поэтому новая производственная линия под новый самолет не создавалась. Более того, самолеты Trislander выпускались путем переоборудования обычных Islander собственно на производственной линии  это позволило сократить издержки и повысить эффективность производства. Первый серийный самолет, G-AYTU, поднялся в воздух 6 марта 1971 года. Получивший обозначение BN-2A Mk III, самолет Trislander вскоре был вновь удлинен  в носовой части добавили отсек для багажа или небольшого груза. Модифицированный вариант получил обозначение BN-2A Mk III-2 и имел такую же удлиненную носовую часть, как и BN-2A-8S; первый полет он выполнил 18 августа 1974 года.

Был построен 81 самолет Trislander, последний  передан авиации Ботсваны в сентябре 1984 года. Около 50 машин все еще остаются в эксплуатации, самый крупный оператор  компания «Aurigny Air Services», которая стала и стартовым заказчиком данной машины, получив первый самолет 29 июня 1971 года. Самолеты данной компании вначале были окрашены в желтый цвет, получив прозвище «Joeys», но некоторое время назад многие самолеты были перекрашены в цвета компаний-спонсоров. Карьера Trislander оказалась недолгой, хотя машина была в высшей степени удобной и экономичной  авиакомпании почему-то приобретали другие, менее экономичные и более сложные в эксплуатации модели. Ряд авиационных экспертов высказывал мнение, что, выводя на рынок самолет Trislander, компания «Britten-Norman» создала реальную замену самолетам Dakota. Вероятно в 1984 году люди просто не были готовы к машине подобного типа.

Впрочем, поклонники у самолета все же были. Так, австралийская компания «Audrey Promotions» приобрела 10 самолето-комплек-тов Trislander, которые находились на предприятии компании «Fairey» в Госсели (Бельгия). Но эти машины так и не были собраны. В то же время компания «Aurigny» самостоятельно построила из запчастей один самолет в 1994 году.
После того как компания «Britten-Norman» была реорганизована в новую под названием «Pilatus Britten-Norman», она получила несколько заказов на поставку новых самолетов Trislander. Так, китайская компания «China Northern Airlines» разместила заказ на три самолета, ожидая, что они будут поставлены ей в 2000— 2001 годах. Первый самолет должен был быть собран в Бембридже из самолето-комплекта, который планировалось изготовить в Бухаресте. Остальные же две машины должны были собираться непосредственно в Румынии, после чего неокрашенными перегоняться в Бембридж для окончательной комплектации различными бортовыми системами и оборудованием, а также для проведения покраски. После этого самолеты предполагалось уже передавать заказчику. Однако в конечном итоге этот проект так и не смогли реализовать.

Еще один план был связан с выпуском самолетов в Соединенных Штатах компанией «International Aviation Corporation»  под обозначением TriCommutair. Однако и этот проект потерпел фиаско, равно как и попытки наладить сборку самолетов на территории Австралии. Единственный же самолето-комплект, изготовленный в рамках подготовки выпуска самолетов TriCommutair, был приобретен компанией «Aurigny»; в 1996 году самолет был собран и передан в эксплуатацию.
В 2000 году компания вновь претерпела реорганизацию и стала именоваться «В-N group», после чего вновь возобновилось рассмотрение вопроса «о возобновлении производства Trislander». Впрочем, по состоянию на 2011 год, никаких конкретных действий в этом направлении предпринято так и не было.