Самолет BRITISH AEROSPACE JETSTREAM


Несмотря на достаточно трудный старт, Jetstream со временем заслужил довольно хорошую репутацию и активно эксплуатировался. На протяжении многих лет было создано множество вариантов самолета.Новый легкий ближнема-гистральный самолет Jetstream появился на рынке одновременно с ВАС One-Eleven, Trident и Vanguard. В то время авиапромышленность Великобритании находилась на подъеме, и Jetstream удачно вписывался в общую картину развивающейся стремительными темпами гражданской авиации. Интерес со стороны эксплуатантов к нему был очень высокий.После реорганизации авиапромышленности Великобритании были образованы крупные государственные аэрокосмические компании, хотя осталось и несколько независимых авиастроителей. Одним из последних была компания «Handley Page», основанная в 1909 году и расположенная в Радлетте.


В августе 1965 года руководство «Handley Page» объявило о том,что начаты работы по двухдвигательному турбовинтовому легкому транспортному самолету, получившему обозначение Н.Р.137 Jetstream. Одной из побудительных причин для руководства «Handley Page» послужило то, что американские компании стали активно модернизировать находившиеся в эксплуатации машины, заменяя поршневые двигатели на турбовинтовые. Однако на тот момент еще никто не разрабатывал изначально турбовинтовой самолет на 12-20 пассажиров, предназначенный для работы на маршрутах протяженностью менее 1600 км.Дополнительным стимулом для разработчика послужил ввод Федеральной авиационной администрацией (FAA) в действие FAR части 23, согласно которой разрешалось использование на гражданских самолетах массой до 5670 кг только одного пилота  это существенно снижало стоимость летного часа и эксплуатационные расходы.

Стартовый заказ на Jetstream, имевший массу 5670 кг, разместила компания «Riley Aeronautics Corporation» из Форт-Лодердейла. Джек Райли подписал контракт на покупку 20 самолетов Jetstream, названных так под влиянием потенциальных заказчиков,  те требовали «что-нибудь необыкновенное и запоминающееся». Но на тот момент самолет существовал только на бумаге  лишь в 1966 году было получено одобрение от правительства на постройку на средства компании-разработчика четырех опытных самолетов. Министерство авиации со своей стороны согласилось выделить кредит в 1,5 млн фунтов стерлингов для продвижения нового самолета на рынок, но взамен получило гарантии того, что сможет внести свои замечания в проект и будет получать определенный налог с каждой проданной впоследствии серийной машины. Предложение было принято, и на заводе в Радлетте приступили к подготовке постройки Jetstream. В случае постройки 125 самолетов компания-разработчик смогла бы выплатить государственный кредит в виде перечисленных налогов от проданных машин.


1966    года продувок модели в аэродинамической трубе компания построила Jetstream вместимостью на 18 мест, оснащенный ТВД Turbomeca Astazou XIV. 18 августа1967    года после демонстрации макета на выставке SBAC в Фарн-боро в 1966 году в воздух поднялся первый опытный Jetstream. Первый 100-минутный полет был омрачен происшествием  при посадке заклинил тормоз колеса правой основной опоры шасси.К концу ноября самолет уже выполнял полеты с двигателями Astazou XVI мощностью 840 л. с., данные двигатели стали устанавливаться со второго опытного самолета. В мае 1968 года четвертый, и последний, опытный самолет был передан партнеру компании в Соединенных Штатах  компании «International Jetstream Corporation» («IJC»), которая уже набрала заказы на 56 самолетов.

В Европе, Азии и Африке компания «CSE Aviation Ltd» из Оксфорда намеревалась продавать в течение последующих пяти лет по 20 самолет в год. Компания «Handley Page» намеревалась продавать Jetstream военным заказчикам напрямую. Впрочем, стартовый заказчик военной версии  ВВС США  вскоре отказался от закупок легкого турбовинтового транспортного самолета в рамках программы «Cargo Experimental» (СХ).Вариант С-10А (или Jetstream ЗМ), оснащенный двигателями Garrett, был выбран ВВС США (предварительный заказ  11 машин) и создавался на средства компании-разработчика, считавшей, что у самолета есть хорошие перспективы и на коммерческом рынке. Вскоре расходы компании по проекту превысили 5,5 млн фунтов стерлингов. Однако после того как самолет поступил в серийное производство, ВВС США отказались от его закупки, и достаточно хорошая машина «подвисла» без сертификата летной годности, а у компании образовался весьма крупный долг.

Вначале самолеты продавались небольшим компаниям, но затем «North American» получила заказы от «Sun Airlines», «Cal-State Air Lines» и ряда других авиакомпаний США. Однако программа оказалась под угрозой после аннулирования заказов на С-10А и недостаточному соотношению дальность/полезная нагрузка. Ситуация разрядилась лишь после того, как IJC сформировала новую компанию, «Handley Page Limited», на которую и было возложено продолжение производства.

Работа над вариантом, оснащенным Astazou XVI, продолжилась в Филтоне, самолет получил обозначение Series 200. Дополнительное количество Jetstream поставили в США с сентября 1969 по февраль 1970 года, но затем у «Handley Page» возникли финансовые проблемы. Ситуация ухудшилась после катастрофы самолета «Bavaria Flug» — погибли все находившиеся на борту, включая управляющего директора авиакомпании. В итоге 26 самолетов в Северной Америке и Канаде, налетавшие 1000 часов, были отправлены на хранение. Сама же «Handley Page» ушла с рынка, на тот момент 40 самолетов были завершены постройкой и 33 остались в недостроенном состоянии.

Выпуск Jetstream был продолжен  недостроенные машины и запчасти приобрел Билл Брайт, бывший сотрудник «Handley Page», основавший в 1971 году в городе Сивел компанию «Jetstream Aircraft Limited». После участия в авиагонках на приз «Daily Express» 1971 года и в Парижском авиасалоне того же года самолет, собранный в Сивеле, стал первым Jetstream, выпущенным снова в Европе,  он поставлен компании «Air Wasteels».После этого Jetstream победил в тендере британских ВВС на самолет для замены учебно-тренировочного Varsity, при содействии компании «Scottish Aviation» было собрано 26 самолетов, получивших обозначение T.Mk 1 (первая машина поставлена в мае 1974 года). Для выполнения контракта были созданы почти 100 новых рабочих мест, в основном на предприятии «Scottish Aviation».Сборка гражданских самолетов была перенесена в Ливсден, несколько машин продали корпоративным клиентам. До начала 1975 года было произведено 80 самолетов, включая выпущенные для британских ВВС.