Самолет British Aerospace ATP/Jetstream 61









 
                                                                                                          


ATP приобрел репутацию недостаточно удачного самолета, так как в середине 1980-х годов этот региональный авиалайнер с ТВД не смог выдержать конкуренции с другими самолетами. До прекращения производства построили всего 60 машин. Однако и сегодня самолеты АТР продолжают летать, и компания «ВАЕ Systems» продолжает работать над их совершенствованием. Компания «British Aerospace» анонсировала 1 марта 1984 года разработку большого перспективного турбовинтового регионального авиалайнера  преемника самолета Super 748 (HS.748). Идея новизной не отличалась, так как компания «Avro» предлагала похожие варианты  748Е и 748 Super Е  еще 20 лет назад. Проект British Aerospace АТР сохранил площадь сечения салона Super 748, но за счет более длинного фюзеляжа мог перевозить до 64 пассажиров в стандартной конфигурации и до 72 человек в экономичной. Конструкция оставалась цельнометаллической с двухлонжеронным крылом. Важным изменением стало удлинение носовой стойки шасси, за счет чего стало возможным использовать стандартные трапы для реактивных самолетов. Изначально на авиалайнере установили новые экономичные ТВД Pratt & Whitney Canada PW124 с шестило-пастными винтами BAe/Hamilton Standard, но позже их заменили более мощными двигателями PW126A.



На самолете установили самое современное бортовое оборудование, в том числе электро- и гидросистемы, систему жизнеобеспечения, а также новые тормоза. Приборное оборудование выполненона основе четырех индикаторов Smiths SDS-201 EFIS. Установлен комплект БРЭО Bendix/King и цветная метео-РЛС RDS-86, сопряженная с индикаторами EFIS.В салоне установлены передние и задние двери, передняя дверь имела встроенный трап. Также были сделаны отдельные передний и задний багажные люки.Прототип АТР (G-MATP) выполнил первый полет 6 августа 1986 года, 20 февраля 1987 года первый полет выполнил первый серийный самолет (G-BMYM). Европейский сертификат по JAR 25 получен в августе 1988 года. Первым заказчиком новых самолетов стала группа «Airlines of Britain», заказавшая восемь АТР, затем заказ увеличили до 13 самолетов. Изначально в эту группу входили компании «British Midland», «Loganair» и «Manx Airways», позже ставшие абсолютно самостоятельными. Эксплуатация АТР в «British Midland Airways» началась 9 мая 1988 года. Другими покупателями АТР являются авиакомпании «Air Wisconsin» (14 самолетов), «British Airways» (14), «Biman Bangladesh» (2), SATA (3), «Merpati Nusantara» (5) и THT (4).

ATP оказался экономичным самолетом и самым тихим  в своем классе, но имел некоторые проблемы с надежностью. К декабрю 1993 года было заказано всего 58 самолетов. В попытке стимули рования интереса к АТР компания «British Aerospace» 26 апреля 1993 года анонсировала улучшенный вариант  Jetstream 61. Новое наименование приняли,чтобы избежать ассоциаций с непопулярным АТР и как напоминание о семействе Jetstream 31/41 (в течение нескольких лет все региональные турбовинтовые самолеты ВАе будут именоваться именно так). На Jetstream 61 установили ТВД Pratt & Whitney PW127D мощностью по 2750 л. с. (2051 кВт), улучшившие характеристики самолета в условиях жары и высокогорья. Заново выполнили интерьер салона, увеличили объем верхних багажных полок, установили новые пассажирские кресла. Самолет сертифицировали для полетов с большей, чем у АТР, массой. Однако ожидаемого объема заказов на самолет не поступило, поэтому серийное производство окончательно свернули после постройки 65-й машины. Самолет, подаваемый как Jetstream 61 (G-JLXI), фактически был 64-м АТР, выполнившим первый полет 11 мая 1994 года. 65-й самолет АТР поднялся в воздух 26 июля 1995 года. Несколько машин так и не достроили, а оба самолета Jetstream 61 были разобраны.

Последний заказчик АТР получил самолеты постройки 1993 года в 1995 году. К программе АТР вернулись только в начале 2000-х годов, когда была образована «ВАЕ Systems Asset Management».В настоящее время самолет обозначается исключительно как АТР или, если точнее, ВАЕ Systems Regional Aircraft АТР. В настоящеевремя АТР эксплуатируются в авиакомпаниях «Nex Time Jet» (4), «Atlantic Airlines» (12), «Air Go» (1), «Air Aceh» (1), «РТ Deraya» (2) и «West Atlantic (Sweden)» (12). «ВАЕ Systems» использовала одну машину для корпоративных перевозок, но потом заменила ее на ВАе 146.Из шести современных эксплуатантов, лишь три используют самолеты в пассажирском варианте.Компании «ВАЕ Systems» и «West Air Sweden» 29 июня 2000 года объявили о создании на паритетных началах совместного предприятия по разработке и маркетингу грузовой версии АТР. Совместными усилиями был разработан вариант АТР с бортовым грузовым люком SCD. Размер люка (177x264 см) позволяет загружать стандартные контейнеры LD3. Люк оборудован в хвостовой части фюзеляжа по левому борту. В кабине помещается до восьми контейнеров LD3 и один LD346 (укороченный вариант для Airbus А320). Дальность полета грузового АТР составляет 1850 км, масса полезной нагрузки 8237 кг.

Модернизация в вариант SCD являлась частью программы OEM, ранее инициированной компанией «ВАЕ Systems». Все бюллетени на регламентные работы выпущены компанией ВАЕ, но изготовление грузовых дверей и доработку самолетов выполняла «West Air». Оборудование грузового люка считалось модернизацией, одобренной ВАЕ, поэтому новая сертификация не требовалась. Стоимость доработки одного самолета составляет примерно 1 млн долларов США.Компания «West Air» (уже имевшая 11 грузовых HS.748) закупила шесть из девяти АТР, принадлежавших «United Feeder Services» из США. В 2012 году «West Atlantic (Sweden)», объединившаяся с британской «Atlantic Airlines», являлась крупнейшим эксплуатантом АТР, ее парк насчитывал 12 грузовых АТР. Темп доработки пассажирских самолетов в грузовые силами компании «West Air» составляет четыре машины в год, но может быть доведен до шести машин в год. К 2012 году в грузовой вариант модернизировано 39 АТР. Два грузовых АТР эксплуатирует индонезийская чартерная грузовая компания «РТ Deraya».