Самолет BOMBARDIER GLOBAL EXPRESS


Фирма «Bombardier», поглотив успешных производителей бизнес-джетов «Canadair» и «Learjet», анонсировала в 1991 году старт серийного производства нового самолета Global Express.Компания «Canadair» имела большую историю, но сегодня ее вспоминают в основном в связи с лицензионным производством и выпуском противопожарной амфибии CL-215. Но компания также проектировала и строила очень удачные реактивные административные самолеты, например Challenger. На момент поглощения фирмой «Bombardier» в 1986 году, именно Challenger являлся самым востребованным изделием «Canadair».В 1990 году компания «Bombardier» купила «Learjet», после чего стала лидером на мировом рынке бизнес-джетов, начав производить 8-10-местный Learjet 30 и 19-местный Challenger. Однако среди самолетов компании не оказалось конкурента дальним скоростным машинам Gulfstream IV и Gulfstream V, доминировавшим на этом секторе рынка.



Новый самолет понадобился «Bombardier», чтобы закрыть брешь между Challenger и новым 50-местным Regional Jet. Этот биз-нес-джет представлял собой миниатюрный авиалайнер на 19 пассажиров, способный выполнять межконтинентальные перелеты, экипаж состоял из одного пилота.Global Express анонсировали в 1991 году на конвенции Национальной ассоциации бизнес-авиации (NBAA). К тому времени разработка Gulfstream V шла полным ходом. Через год на конвенции NBAA представили макет кабины, но официально разработка началась в конце 1993 года. Компания «Bombardier» собиралась догнать конкурента за счет грамотного планирования программы разработки и испытаний.

Выбор «Bombardier» никого не удивил: Т-образное хвостовое оперение, крыло умеренной стреловидности и большого удлинения с винглетами на законцовках, двигатели на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Но в отличие от предшественников Global Express выглядит буквально «вылизанным», хотя его салон выше и шире, чем у Gulfstream. С точки зрения аэродинамики крыло Global Express совершеннее крыла Gulfstream, так как «Bombardier» использовала суперкритические профили третьего поколения. Силовая установка включала два ТРДД BMW/Rolls-Royce BR710A2-2 с цифровой системой управления FADEC.В отличие от силовой установки Gulfstream V двигатели Global Express оснащены устройством реверса тяги. Также, в отличие от Gulfstream V, на Global Express щелевые предкрылки расположены по всей длине крыла, что позволяет использовать самолет при его массе и размерах с очень коротких ВПП.

Прототип Global Express выполнил первый полет 13 октября 1996 года, через пять месяцев после конкурента  самолета фирмы «Gulfstream». Но летные испытания шли медленно. Оказалось, что Gulfstream V  не более чем модернизированный и удлиненный Gulfstream IV с новым крылом. Напротив, Global Express  совершенно новый самолет, созданный на основе последних достижений науки и техники. «Bombardier» приложила максимум усилий, чтобы спроектировать Global Express «с чистого листа», впервые в этой категории самолетов, с максимальным учетом пожеланий потенциальных заказчиков. А фирма «Gulfstream» сделала ставку на менее затратный вариант  на преемственность конструкции.Global Express получил канадский сертификат летной годности в июле 1998 года, сертификат FAA  в ноябре. Gulfstream V к тому времени эксплуатировался уже два года. Но многие заказчики ждали именно Global Express, и до конца 1998 года портфель заказов «Bombardier» заполнился на три четверти от запланированного числа в 100 экземпляров. В 1999 году «Bombardier» использовала неокрашенный самолет (и без интерьера) для установления нескольких рекордов скорости, отобранных у Gulfstream V. Один из рекордов  перелет из Токио в Нью-Йорк со средней скоростью на уровне М=0,85. Gulfstream (тоже без интерьера) на этом маршруте достиг показателя М=0,8. Поставки серийных Global Express начались в конце 1999 года.В 2006 году в эксплуатацию передали вариант XRS с увеличенной дальностью полета, за счет дополнительных 674 кг топлива в центроплане крыла. Крейсерская скорость XRS еще выше, чем у предшественника.К началу 2011 года построено более 400 самолетов, в разработке находятся варианты увеличенных размеров — 7000 и 8000.