Самолет BOMBARDIER CRJ


Со временем пассажиры разочаровались в CRJ самолет откровенно устарел и не обладал необходимым для своего времени уровнем комфортности. В модели CRJ700 были частично устранены замечания, а также внесены различные усовершенствования. Появлялись все новые модификации. Сегодня в эксплуатации находится самый длинный вариант самолета  CRJ1000. В 1995 году, когда самолет Canadair Regional Jet находился в эксплуатации уже более двух лет, компания «Bombardier Aerospace» приступила к работе над его удлиненной 70-местной версией, получившей рабочее обозначение CRJ-X. 21 января 1997 года было официально объявлено о начале программы «Canadair Regional Jet Series 700». Стартовым заказчиком новой машины стала французская «Brit Air» (твердый контракт на четыре CRJ700), а в США  «American Eagle» (25 самолетов в твердом заказе и еще на 25  по опциону).


В ходе проектирования CRJ700 активно использовалось программное обеспечение CATIA, позволяющее осуществлять разработки изделий различной сложности с использованием механизмов накопления знаний и управления цифровым макетом изделия. Проект самолета был, как говорят в авиапромышленности, «заморожен» 14 марта 1997 года.
В сравнении с CRJ100/200 модель CRJ700 (внизу справа) отличалась удлиненным на 4,72 м фюзеляжем — за счет вставок длиной 3,96 м и 0,76 м перед крылом и за ним. Задний гермошпангоут был сдвинут на 1,29 м назад, что позволило в итоге удлинить салон на 6,01 м  по сравнению с CRJ200. Причем салон CRJ700 был полностью переработан и обеспечивал пассажирам повышенный уровень комфорта, а несколько опущенный пол салона и более тонкие шпангоуты позволили увеличить высоту и ширину пассажирской кабины. Пассажиры должны были также оценить лучшую освещенность салона, более совершенную систему кондиционирования и модифицированные багажные полки, позволившие увеличить пространство между ними и головой пассажиров.

В средней части фюзеляжа под полом кабины был размещен багажный отсек, который позволял пассажирам бизнес-класса брать свой багаж на борт и покидать с ним самолет при посадке, избегая тем самым длительной процедуры получения багажа в аэропорту прилета. В базовой одноклассной компоновке CRJ700 был рассчитан на 70 пассажиров. Альтернативный вариант  двухклассная компоновка: 40 рядов кресел имели шаг 79 см, а 30 рядов  шаг 86 см. Однако емкость багажного отсека была у этого варианта меньше, зато размах крыла  на 1,83 м больше (крыло имело трехсекционные предкрылки), горизонтальное оперение имело большую площадь, а основные опоры шасси  удлиненные стойки и колеса большего диаметра.CRJ700 оснащался двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF34-8C1 тягой по 56,40 кН  на 50% больше по сравнению с CF34-3B1, установленными на CRJ200, и на 8% лучшей топливной экономичностью. Двигатели также отличались меньшим уровнем эмиссии и шума.

В программе выпуска CRJ700 были заняты 13 основных подрядчиков: американские «AlliedSignal» (ВСУ), «Avcorp» (вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение), «Parker Bertea Aerospace» (гидравлическая система), «Rockwell Collins Commercial Avionics» (авионика), «Sundstrand Aerospace» (закрылки, предкрылки, элементы электрической системы) и «General Electric» (двигатели); канадские «Bombardier» (крыло, передняя секция фюзеляжа и кабина, руль направления, двери и конечная сборка самолета) и «Menasco Aerospace» (шасси); французские «Intertechnique» (топливная система) и «Liebherr-Aerospace-Toulouse» (системы управления полетом); японская «Mitsubishi Heavy Industries» (хвостовая секция фюзеляжа); британские «Shorts» (центральная секция фюзеляжа, мотогондолы, реверсеры тяги и пр.) и «Westland» (хвостовой конус), а также «Sextant Avionique» (органы управления полетом).Первый CRJ700, C-FRJX, поднялся в воздух 28 мая 1999 года.В программе испытаний и сертификации машины приняли участие три летных прототипа и два опытных самолета для статических испытаний. Канадский сертификат типа был выдан авиалайнеру 22 декабря 2000 года, а первая поставка заказчику выполнена 31 января 2011 года («Brit Air»). К апрелю 2011 года было выпущено 310 самолетов CRJ700.

CRJ900  удлиненная версия CRJ700, о работах над которой было объявлено в октябре 1999 года, а официальный старт программы приурочен к авиашоу в Фарнборо (24 июля 2000 года). По сравнению с CRJ700 он отличался удлиненным на 3,89 м фюзеляжем (вставки перед и за крылом), что позволило увеличить вместимость до 90 пассажиров. Авиалайнер получил более мощные двигатели CF34-8C5, усиленные основные опоры шасси с новыми пневматиками и тормозами, усиленное крыло, два дополнительных аварийных выхода в районе крыла, а также расположенный под полом кабины грузовой отсек большей емкости.Список подрядчиков  такой же, как по программе CRJ700, плюс «Gamesa» (вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение), «Hamilton Sundstrand» (закрылки) и «Shorts» (центральная секция фюзеляжа). Опытная машина была перестроена из прототипа CRJ700  она получила вставки в фюзеляж, но сохранила прежние крыло, шасси и двигатели. В первый полет машина поднялась 21 февраля 2001 года. Первый серийный CRJ900 был облетан 20 октября 2001 года. По состоянию на апрель 2011 года, «Bombardier» поставила 346 самолетов CRJ900 и располагала портфелем заказов еще на 10 машин. CRJ705 в целом идентичен CRJ900, но с меньшей пассажировмести-мостью  добавился салон бизнес-класса. Единственный заказчик  «Air Canada Jazz».

Новейшим представителем семейства CRJ является модель CRJIOOO NextGen (первоначально CRJ900X)которая имеет большую длину фюзеляжа, чем CRJ900, и оснащена более мощными двигателями  взлетная мощность увеличилась на 2%. Вместимость данной модели  до 104 пассажиров, а ее первый полет состоялся в 2009 году. Но программа летных испытаний немного затянулась, и машина поступила в эксплуатацию только в 2010 году. Задержка с испытаниями была вызвана необходимостью доработки системы электродистанционного управления рулем направления  уникальной особенности лайнера CRJ1000, отсутствующей на других машинах семейства. Кроме того, стоит отметить и новый пассажирский салон  с более крупными иллюминаторами, улучшенным освещением и пр. Затем эти изменения применили и к салонам CRJ700/CRJ900.К середине 2011 года «Air Nostrum» получила пять CRJ1000, еще 30 машин  в портфеле заказов, тогда как «Brit Air» располагала уже восемью машинами и ожидала поставки еще семи.