Самолет Boeing 727

Создав Boeing 727, компания «Boeing» стала победителем в борьбе на рынке коммерческой авиации. Продажи нового лайнера превзошли все самые смелые ожидания, и самолет эксплуатировался операторами по всему миру.


Африка и Ближний Восток

Boein 727 стал идеальным выбором для многих авиакомпаний в Африке и на Ближнем Востоке. Он отлично подходил для эксплуатации с коротких ВПП и отличался повышенной безопасностью. В этих регионах насчитывалось 60 операторов лайнера. Среди крупнейших были авиакомпании «Air Algerie», «Iran Air», «Royal Air Maroc», «Syrian Arab Airlines» и «Libyan Arab Airlines» (вверху). Последняя дольше всех эксплуатировала 727-й, но не по своей воле. Начиная с декабря 1970 года, компания получила 11 самолетов. Санкции и эмбарго на поставку новых самолетов продлили службу ливийских 727-х до запредельных сроков. В 2011 году в эксплуатации оставался только один самолет. Компания «Iraqi Airways» (фотография вверху) также попала под санкции ООН и была вынуждена продолжать эксплуатацию своих 727-х. После прекращения боев в Ираке реформированная авиакомпания 4 июня 2006 года выполнила на 727-200 первый регулярный рейс из Багдада в Басру. Среди других заметных операторов 727-го были также авиакомпании «Alia-Royal Jordanian Airlines», «Ariana Afghan Airlines», «Congo Airlines», «Iran Asseman Airlines», «Kabo Air», «Millionair Charter», «Okada Air», «Qatar Airways», «Sonair», «Sonangol», «South African Airways», «Triax Airlines», «Tunis Air» и «Yemenia».


Северная, Центральная и Южная Америка
Из всех регионов, где эксплуатировался Boeing 727, наиболее важными были Северная, Центральная и Южная Америка — здесь находилось более 200 операторов. Покупатели из США доминировали среди заказчиков лайнера в 1960-1970-х годах (справа). Среди наиболее крупных операторов были «American Airlines», «Continental Airlines», «Delta Air Lines», «Eastern Air Lines», «United Airlines» и «Trans World Airlines» (TWA).TWA (вверху) эксплуатировала 727-й на протяжении 36 лет, заказав первые 10 машин в 1963 году и начав их регулярные полеты на линии Индианаполис — Нью-Йорк 1 июня 1964 года.

В дальнейшем компания получила еще 50 машин, сняв последние из них с эксплуатации в 2000 году. Среди других операторов 727-го в США были «Alaska Airlines», использовавшая 727-100 и 727-200, а также «Braniff», лайнеры которой в яркой окраске украшали аэропорты США на протяжении 1960-1970-х годов. «Delta Air Lines» была самым крупным в США оператором пассажирского варианта 727-го, располагая 136 машинами. Ее превзошел только грузовой оператор «Federal Express»— 173 самолета Boeing 727. «Northwest Airlines» и «Pan American Airways» также располагали крупными парками 727-го. «Air Canada» эксплуатировала 40 лайнеров, начав их замену на А320 в конце 1980-х годов. Как и в США, в Канаде имелся обширный рынок подержанных 727-х, используемых чартерными перевозчиками.

Одна из таких компаний, «Kelowna Flightcraft», оставалась одним из нескольких операторов, продолжавших эксплуатацию лайнера в 2011 году. В Центральной Америке 727-й был особенно популярен в Мексике — его использовали восемь местных авиакомпаний, включая «Mexicana» и мексиканские ВВС. В Южной Америке 727-й пользовался популярностью в Бразилии, где его использовали более 10 операторов, включая «Air Vias», «Fly Lineas Aereas», VARIG, VASP и «Via Brasil». «Cruzeiro» (справа), вторая no возрасту авиакомпания в Бразилии, эксплуатировала восемь 727-100 в 1971 -1993 годах. Способность лайнера летать с высокорас-
положенных аэродромов делала его привлекательным для авиакомпаний Перу и Боливии. Среди крупных операторов 727-го были также «Aerolineas Argentines», «Aero Latin of Venezuela», «Aero Peru», «Avianca», «Dominicana de Aviacion», «Ecuatoriana», «Faucett Peru», SAETA, SATENA, «Servivensa», «ТАМЕ» и «Zuliana de Aviacion».


Дальний Восток и Австралия
Безопасность, обеспечиваемая трехдвигательной схемой 727-го, стала важным фактором для многих операторов на Дальнем Востоке и в Австралии, где относительно большие участки авиалиний проходят над водой. Австралийские авиакомпании «Ansett Australian National Airlines» (вверху) и «Trans Australian Airlines» одними из первых в мире заказали новые лайнеры. Среди других операторов 727-го были компании «Air Cargo Australia», «Air New Zealand», «Air Vietnam», «All Nippon Airways», «China Airlines», «Hinduja Cargo Services», «Independent Air Freighters», «Japan Air Lines», «Korean Airlines», «М1АТ Mongolian Airlines», PENAS, «Royal Nepal Airlines» и «Singapore Airlines». Самолет также использовался ВВС Тайваня и Новой Зеландии. Тайвань снял свои Boeing 727 в 2000 году.


Европа
В Европе Boeing 727 эксплуатировали около 30 авиакомпаний. «Lufthansa» (внизу) разместила заказ на 727-100 в 1963 году и в следующем году стала первым европейским оператором этого типа. 727-й позволил не только расширить карту полетов «Lufthansa», но и обеспечил большую загрузку при сокращении времени на уже существующих маршрутах. Компания использовала 100-й и 200-й варианты 727-годо начала 1980-х годов, когда началась их постепенная замена на лайнеры «Airbus». Последний самолет был списан в 1993 году. «Olympic Airlines» (вверху) эксплуатировала 12 Boeing 727, как и «Lufthansa», в двух вариантах, -100 и -200. В 1968 году первые 727 пришли на смену de Havilland Comet 4В. Помимо новых машин «Olympic» также купила в 1970-х годах три самолета «Lufthansa». Все лайнеры «Olympic» носили имена, и в случае 727-го это были названия греческих гор. Чтобы на равных конкурировать с другими европейскими авиакомпаниями, «Air France» приобрела первые 727-200 в 1968 году, в дальнейшем эксплуатируя 11 Boeing 727. Бельгийская SABENA эксплуатировала 17 лайнеров 727. Помимо национальных перевозчиков, таких как «Iberia», имевшая 29 самолетов, 727-й использовали ряд чартерных компаний, включая английскую «Dan-Air».