Российский учебный самолет МиГ-AT

Считалось, что МиГ-AT станет основным российским учебным самолетом нового поколения, но он проиграл конкурс Як-130. При создании самолета предполагалось широко использовать западные комплектующие, включая двигатели и авионику.В конце 1980-х годов в СССР стали подыскивать потенциальную замену для большого парка учебных самолетов Aero L-29 Delfin и L-39 Albatros. В то время требовалось от 800 до 1000 самолетов. В январе 1991 года были выпущены технические требования к УТК (учебно-тренировочный комплекс).


В конкурсе приняли участие четыре конструкторских бюро. ОКБ Мясищева предложило высо-коплан М-200, ОКБ Сухого  однодвигательный С-54, ОКБ Яковлева  ультрасовременный Як-130, а ОКБ Микояна  свой проект 821. Хотя на бумаге самым удачным выглядел проект ОКБ Сухого, российским ВВС потребовались только многодвигательные самолеты. Поэтому с января 1992 года участниками конкурса стали только ОКБ Микояна и Яковлева.В тяжелых экономических условиях постсоветской России число требуемых самолетов стремительно сокращалось  сначала до 500 машин, а затем и до 200.В таких обстоятельствах для обоих ОКБ жизненно важным становилась возможность получения экспортных заказов. ОКБ Микояна немедленно стало искать западных партнеров, предложив две программы разработки. Первая из них, проект 821 (будущий МиГ-AT), была ориентирована на экспорт. Вторая программа, проект 823 (МиГ-УТС) с авионикой и двигателями российского производства, была ориентирована на внутренний рынок.

В 1992 ОКБ Микояна заключило с французской фирмой «Snecma» соглашение об установке на МиГ-АТ ТРДД Larzac 04-R20. Одновременно было заключено соглашение об оснащении экспортного варианта самолета комплектом авионики TopFlight фирмы «Sextant Avionique». Кроме того, три компании договорились о совместном продвижении машины на международном рынке.Перед первым полетом прототип МиГ-AT (самолет «83») прошел наземные испытания на предприятии «Snecma» во Франции и экспонировался на Парижском авиасалоне 1995 года. 16 марта 1996 года после возвращения в Россию машина совершила короткий, продолжавшийся всего несколько минут полет в Жуковском; самолет пилотировал летчик-испытатель ОКБ Микояна Роман Таскаев. Официальный первый полет состоялся пять дней спустя.

Были построены, как минимум, еще два прототипа, а в конце 1998 года начато изготовление малой серии, включавшей не менее семи самолетов, но они так и не были достроены из-за отсутствия финансирования. МиГ-AT активно продвигался в Южной Африке и Индии, но в обоих случаях проиграл конкурс учебному самолету BAE Systems Hawk. В 2008 году ОКБ Микояна испытала самолет «81» с российским двигателем РД-1700, заменившим один из Larzac, а на самолете «83» вместе с французским двигателем поставили ТРДД «Сатурн» АЛ-55.В конечном итоге российские ВВС выбрали Як-130, а зарубежные покупатели не проявили интереса к МиГ-AT. В дополнение к базовым учебным вариантам самолета ОКБ Микояна предлагало еще ряд модификаций, в том числе учебный самолет 822 для Южной Кореи, учебно-боевой самолет МиГ-АТС, одноместный легкий штурмовик МиГ-AC с РЛС «Москит» и палубный учебный самолет МиГ-АС.