Российский аэробус Ил-96

Ил-86 стал первой попыткой создания в СССР широкофюзеляжного пассажирского самолета. К сожалению, расчетных характеристик получить не удалось, построили немногим более сотни Ил-86. Развитием Ил-86 стал очень удачный Ил-96, но он строился ограниченной серией.Одним из поводов к разработке Ил-86 стали Олимпийские игры в Москве 1980 года. Для обслуживания гостей игр требовался вместительный авиалайнер, проектирование которого поручили ОКБ С. В. Ильюшина. Выбор был вполне логичным, так как в этом ОКБ спроектировали флагманский самолет «Аэрофлота» Ил-62.

Первые в СССР наработки по широкофюзеляжному авиалайнеру были представлены еще на Парижском авиасалоне 1971 года, но работа затянулась, прежде всего из-за отсутствия подходящих двухконтурных двигателей. Первые проекты ОКБ Ильюшина представляли собой развитие Ил-62 с той же самой компоновкой  четыре двигателя в хвостовой части фюзеляжа и Т-образное оперение. Однако установка мощных и тяжелых двигателей в хвостовой части являлась проблематичной, поэтому на Ил-86 вернулись к классической схеме расположения двигателей на пилонах под крылом. Ил-86 предназначался для перевозки 350 пассажиров и отличался необычной двухпалубной компоновкой. Пассажиры могли разместить свои багаж и верхнюю одежду на нижней палубе, после чего поднимались и занимали свои кресла на верхней палубе. Такой подход для СССР был оптимален, так как многие аэропорты страны не обладали развитой инфраструктурой. Сроки реализации программы Ил-86 напрямую зависели от разработки двигателя НК-86  первого советского ТРД с высокой степенью двухконтурности. Сборка первого прототипа Ил-86 началась на опытном заводе ОКБ в Москве в 1974 году, первый полет он выполнил 22 декабря 1976 года. Испытания первый Ил-86 (СССР-86000) проходил на аэродроме ЛИИ в Жуковском. В программе испытаний принял участие и первый серийный Ил-86, выкатка которого на заводе в Воронеже состоялась в 1977 году, первый полет он выполнил 24 октября.

Партия и правительство поставили задачу начать регулярные полеты Ил-86 к 1980 году. «Аэрофлот» получил первый аэробус (СССР-86004) 24 сентября 1979 года, регулярные полеты начались 26 декабря 1980 года на линии Москва — Ташкент, уже после закрытия Олимпийских игр.В техническое задание на аэробус закладывалась дальность полета в 5000 км, но реально дальность полета с полезной нагрузкой 40000 кг не превышала 3600 км.Авиакомпания ГДР отказалась от закупок Ил-86 именно из-за недостаточной дальности полета  «Interflug» в дополнение к своим Ил-62 предпочла заказать три Airbus АЗЮ-ЗОО. Первый международный рейс, Москва — Берлин, Ил-86 выполнил 3 июля 1981 года. При выполнении полетов из Москвы в города восточного побережья США Ил-86 приходилось выполнять две посадки в Шенноне, Ирландия, и Гэндере, Ньюфаундленд. Иногда из-за сильного ветра выполнялась и третья промежуточная посадка в Люксембурге.