Региональный лайнер BAe 146


Удачный региональный лайнер BAe 146 сейчас известен под маркой Avro RJ. Модернизация машины — установки в стандартном варианте пяти кресел в ряд, новых приборного оборудования и двигателей — принесла успех: до прекращения выпуска в 2001 году было построено 166 Avro RJ в дополнение к 221 ВАе 146. Самолет стал самым востребованным британским авиалайнером. В 1983 году в авиакомпании «Dan Air» началась эксплуатация 88-местного варианта British Aerospace 146-100, затем в американской компании «Air Wisconsin» начали летать 100-местные самолеты 146-200.

В обоих вариантах салона кресла стояли по шесть в ряд.В середине 1984 года все эти ВАе 146 приобрела компания «Pacific Southwest Airlines» (PSA). Но компоновка салонов оказалась тесна для привыкших к удобству пассажиров штата Калифорния, и компания заказала другой вариант самолета с размещением кресел по пять в ряд для повышения комфортности. В ответ на такие требования фирма «British Aerospace» приступила к работе над 100-местным удлиненным вариантом. В результате проведенных исследований конструкторы пришли к следующим выводам: фюзеляж «вытянуть» можно, глубоких изменений конструкции не потребуется, и двигатели останутся прежними  ТРДД Avco Lycoming ALF502.

Для снижения стоимости проекта 146-300 снятый с эксплуатации борт 1001 перестроили на экспериментальном заводе в Хатфилде в прототип. Фюзеляж разделили на носовую, среднюю и хвостовую части, а потом снова собрали, но уже с двумя вставками  2,46 м (передняя) и в 2,34 м (задняя). Длина увеличилась с 26,30 м до 30,99 м. При установке пяти кресел в ряд (комфортабельный вариант) самолет вмещал до 103 человек, пассажировмести-мость при большей плотности размещения составила 128 человек.Максимальная взлетная масса возросла до 43 090 кг, а потом и до 46040 кг. При этом взлетно-посадочные данные самолета ухудшились, но, тем не менее, машина могла летать даже из аэропорта Лондон-Сити с полосой всего в 1200 м.Первый заказ на удлиненный вариант поступил от авиакомпании «Air Wisconsin». Прототип RJ стал последним самолетом, собранным в Хатфилде. Здесь проводились эксперименты с приборным оборудованием на основе дисплеев для ВАе 125, затем полученный опыт использовали в программе создания 146. Поначалу системы были аналоговыми, но на RJ установили полностью цифровые системы. Комплект авионики поставила фирма «Honeywell», новое оборудование существенно снизило нагрузку в полете на экипаж. Авиалайнером RJ заинтересовались европейские авиаперевозчики, включая «Crossair» и «Sabena DAT». Большинство компаний закупило самолеты в 80-100-местном вариантах.


С началом эксплуатации самолета фирма «Avro» сфокусировала своиусилия на дальнейшем повышении комфорта для пассажиров. В течение нескольких лет велись работы, направленные на снижение шума при выпуске и уборке закрылков, успеха добились, но только установив прокладки на направляющих закрылков. За счет изменения конструкции шпангоутов удалось увеличить ширину и высоту салона. После всех доработок самолет стал одним из самых комфортабельных региональных авиалайнеров.Начиная с первого полета самолета RJ, критике со стороны эксплуатантов постоянно подвергалось отсутствие на лайнере вспомогательной силовой установки (ВСУ), из-за чего не работала система кондиционирования салона  бедные пассажиры порой обливались потом. С установкой ВСУ система кондиционирования заработала должным образом.

Повышение летных данных шло двумя путями. Реализация программы по снижению массы самолета началась в 1994 году, в результате удалось увеличить дальность полета лайнеров RJ85 (146-200) и RJ100 (146-300) на 370 км. Большинство эксплуатантов приветствовали установку на самолетах цифровой системы управления двигателями FADEC и доработку компрессора, благодаря чему улучшились высотные характеристики лайнера. В настоящее время компания «ВАЕ Systems» предлагает модернизацию ранее построенных авиалайнеров в военно-транспортные самолеты, а фирма «Aerostar» занимается конверсией пассажирских машин в грузовые


Грузовые варианты


В марте 1986 года неокрашенный самолет с бортовым номером Е2056 перегнали из Хатфилда в Дотан, Алабама, где фирма «Ретсо» впервые переоборудовала машину в грузовой вариант. В хвостовой части фюзеляжа прорезали грузовой люк, усилили пол кабины, установили ролики для перемещения груза и систему пожаротушения. Вариант Series 200QT (Quiet Trader) мог перевозить грузы массой 10206 кг, a Series 300QT (внизу) 11 512 кг.Прототип вернули в Великобританию накануне авиашоу 1986 года в Фарнборо, где самолет вызвал интерес у группы TNT, организовавшей ночные полетыв Бирмингем. Испытания в течение двух ночей дали оптимистичные результаты, и TNT решила заказать 72 грузовые машины. Заказ выполнен не был, тем не менее, в силу малой шумности самолет вполне годился для ночных перевозок в Европе. Один Series 100 конвертировали в военно-транспортный вариант, но военных покупателей на него не нашлось, и машину продали гражданскому заказчику с переделкой в грузопассажирский вариант. Несколько самолетов собрали как QC (Quickly Convertible) с возможностью быстрой конвертации из пассажирского в грузовой и обратно; кресла размещались на съемных паллетах.