Реактивный учебный самолет Saab 105

В 1959 году компания «Saab» в инициативном порядке начала разработку реактивного учебного самолета. Из-за сложности с выбором небольших, но мощных турбореактивных двигателей проектирование сильно затянулось. Первый полет первый прототип Saab 105 с силовой установкой, включавшей дваТРДТигЬотеса Aubisque (тягой по 745 кг каждый), выполнил только 29 июня 1963 года.Самолет спроектирован по схеме высокоплана с Т-образным хвостовым оперением. В закрытой кабине два члена экипажа размещены бок о бок, рассматривался и четырехместный вариант самолета.ВВС Швеции разместили первый заказ на 130 серийных Saab 105 в 1964 году, позже заказ увеличили до 150 машин. Первым вариантом стал учебный/связной Sk 60А, первый полет он выполнил 29 августа 1965 года; поставки осуществлялись в 1966-1969 годах.


Затем появился ударный Sk 60В, оснащенный прицелом Ferranti F-105 и подкрыльевыми пилонами для подвески вооружения.В начале 1973 года Sk 60В поступили на вооружение авиакрыла F21 вЛулео. Это крыло эксплуатировало Sk 60В, наряду с двумя эскадрильями многоцелевых истребителей Ргакеп,до своего расформирования в 1982 году.29 машин Sk 60В модернизировали в вариант Sk 60С, способный выполнять задания по непосредственной авиационной поддержке Сухопутных войск, вести разведку и применяться как самолет передового авианаведения.Еще двумя конверсионными вариантами стали четырехместный Sk 60D и учебный Sk 60Е с гражданским приборным оборудованием, предназначенный для обучения коммерческих летчиков, которые одновременно являлись офицерами резерва ВВС Швеции.В1988-1991 годах 142 уцелевших шведских самолета прошли модернизацию с целью продления ресурса. В 1990-х годах 115 самолетов Sk 60А/В/С переоснастили ТРДД Williams/Rolls Royce FJ44-1 С. Первый Sk 60 с ТРДД Williams выполнил первый полет в августе 1995 года.В настоящее время Швеция располагает 80 самолетами Sk 60, но только 35 из них поддерживаются в пригодном к полетам состоянии. Большинство используется как учебные в учебном авиакрыле в Мальмё. Там же базируется пилотажная группа TEAM 60, укомплектованная Sk 60А. Самолеты Sk 60 имеются и на авиабазах, где дислоцированы истребители Gripen.

Из-за экспортных ограничений широкого распространения в мире Saab 105 не получил, однако значительное число таких машин приобрела Австрия. Австрийские Saab 1050 отличались от шведских американскими двигателямиGeneral Electric J85. Самолеты состояли на вооружении II авиаполка австрийских ВВС, которые базировались в Грац-Талерхофе, и в III ис-требительно-бомбардиро-вочном полку из Линц-Хор-шинга. Самолеты из Граца несли дежурство в системе ПВО до 1988 года, когда Австрия закупила Saab Draken. Позже эти Saab 105 переключили на решение ис-требител ьно-бомба рди ро-вочных задач, а с контейнерами Vinten они выполняли разведывательные задания. В 2012 году на вооружении ВВС Австрии оставалось примерно 30 Saab 105.