Развитие семейства Dassault Falcon


Создав удачное семейство самолетов Falcon 10/20, компания «Dassault» разработала новое поколение деловых самолетов, включающее трехдвигательные машины Falcon 50 и 900. Компания «Avions Marcel Dassault» (AMD) в 1971 году объявила о разработке увеличенного варианта Falcon 20, начав с проекта самолета для местных авиалиний Falcon 20Т. Он представлялся как «растянутый» вариант делового самолета, рассчитанный на перевозку 29 пассажиров. От этой концепции вскоре отказались, и для Falcon 30/40 был создан полностью новый фюзеляж увеличенного диаметра, рассчитанный на 30-40 пассажиров.


Прототип, оснащенный двумя ТРДД Lycoming ALF 502D, совершил первый полет 11 мая 1973 года, но после двух лет летных испытаний его дальнейшая разработка была признана экономически нецелесообразной, и проект был закрыт. Между тем «Dassault» искала пути значительного увеличения дальности полета самолета Falcon 20, надеясь почти удвоить этот показатель (3704 км). Для этого с использованием технологий компьютерного проектирования (CAD) были разработаны новое крыло с эффективными суперкри-тическими профилями и мощной механизацией, новый фюзеляж, выполненный по правилу площадей, и выбрана трехдвигательная схема с более экономичными ТРДД Garrett AiResearch TFE731 вместо более мощных CF700 у двухдвигательных Falcon. В результате появился самолет Falcon 50, способный перевозить 8-10 пассажиров на дальность до 6480 км.

Прототип Falcon 50 совершил первый полет 7 ноября 1976 года, а вторая машина присоединилась к летным испытаниям 18 февраля 1978    года. Французский сертификат был получен 27 февраля 1979 года, а американский сертификат — неделей позже. А 31 марта 1979 года Falcon 50 установил рекорд дальности в своем классе, совершив беспосадочный перелет по США протяженностью 6099 км. Falcon 50 поставлялись в ВВС Франции (две машины для перевозок президента), ВВС Индии (три), ВВС Португалии (три), а также в качестве VIP-самолетов для глав Джибути, Ирака, Иордании, Ливии, Марокко, Португалии, Руанды, Южной Африки, Испании, Судана и бывшей Югославии. Затем в производство был запущен Falcon 50 EX с увеличенной дальностью полета, а всего построили около 300 машин всех вариантов. Парижский авиасалон 1983 года был выбран AMD для объявления о следующем важном шаге в программе Falcon — создании трехдвигательного делового самолета с межконтинентальной дальностью полета, который должен был стать конкурентом американского самолета Gulfstream IV. Самолет Falcon 900 близок по общей схеме к Falcon 50, но больше по размерам в основном благодаря более высокому фюзеляжу, рассчитанному на 19 пассажиров. При проектировании самолета широко применялись технологии CAD/CAM, а в его конструкции многие элементы были выполнены из углепластиков и кевлара.

Первый Falcon 900, названный «Spirit of Lafayette», взлетел 21 сентября 1984 года. Второй опытный самолет, присоединившийся к программе испытаний 30 августа 1985 года, через месяц продемонстрировал свои межконтинентальные возможности, перелетев из Ле-Бурже в Литтл-Рок, Арканзас (где находится штаб-квартира «Falcon Jet Corporation»), без посадки преодолев 7973 км. Французский и американский сертификаты самолет Falcon 900 получил в конце марта 1986 года с разницей в неделю. Среди военных и государственных покупателей самолета были Алжир, Австралия, Франция, Малайзия, Нигерия, Катар, Испания, Сирия и ОАЭ. Два специализированных дальних морских разведчика, созданных на базе Falcon 900, в 1989 году были поставлены японскому Агентству по безопасности на море. Эти самолеты были оснащены выпуклыми блистерами для наблюдения, люками для сброса гидроакустических буев, сигнальных ракет и маркеров, а также подфюзеляжной РЛС. Гражданские Falcon 900 были проданы в 31 страну.

В 1991 году AMD объявила о новом варианте самолета, получившем обозначение Falcon 900В и оснащенном форсированными до 21,1 кН ТРДД TFE731-5B. Увеличение тяги на 5,5% позволило повысить крейсерский потолок Falcon 900В до 11887 м, что дало возможность самолетам взлетать с коротких ВПП в условиях жары и высокогорья и увеличило дальность полета с полной нагрузкой при наличии навигационного резерва. Также предлагается вариант оснащения Falcon 900 раннего выпуска ТРДД TFE731-5B. К началу 1999 года темпы выпуска Falcon 900В/900ЕХ достигли значения 2,6 самолета в месяц, а количество проданных машин превысило 250 экземпляров.