Пилотажный биплан Pitts Special

Трудно поверить, что первый полет пилотажного самолета Pitts Special состоялся в 1947 году. Несмотря на архаичную схему биплана, этот маленький самолет привлекает внимание зрителей на многочисленных авиашоу. Непобедимый участник многих чемпионатов по пилотажу, Pitts Special продолжает насыщенную летную жизнь.Кертис Пите родился в Америкусе, штат Джоджия.Там же, совсем молодым юношей, он в 1932 году построил свой первый самолет. Это был моноплан-парасоль с двигателем от автомобиля Ford Model Т. Пите, не имевший опыта управления аэропланами, сломал его во время пробной пробежки по аэродрому в ветреный день.

 

В 1940 году Пите стал менеджером маленького аэропорта в Сент-Августине и прошел заочные курсы по конструкции самолетов. Завороженный пилотажными полетами бипланов «Great Lakes», «Waco» и «Вискег» на авиашоу, но не имевший денег, чтобы купить один из них, Пите в 1942 году приступил к созданию собственного самолета.У него ушло три года, чтобы построить первый Pitts Special  крошечный биплан, оснащенный 55-сильным (41 кВт) ПД Lycoming, мощность которого была явно недостаточной. Вскоре Пите установил новый двигатель в 90 л. с.(67 кВт) и разработал примитивную топливную систему для перевернутого полета, ставшую причиной катастрофы машины, проданной другому владельцу.

Кертис Пите подрядился построить 10 самолетов Pitts Specials для местного оператора, который обанкротился прежде, чем был закончен первый самолет. Эта машина, известная как Pitts «190» Special, была продана Джесс Бристоу  владелице «World Air Shows» из Майями и вскоре передана молодой летчице Бетти Скелтон. Она нарисовала на борту скунса из мультфильма, окрестив самолет «The Little Stinker», и вскоре Бетти и ее маленький биплан стали знаменитыми, благодаря выступлениям на крупных авиашоу и состязаниях пилотажников.Бетти Скелтон три раза подряд в 1948-1950 годах завоевывала в США чемпионский титул по пилотажу среди женщин. В 1949 году она продемонстрировала Pitts Special в Европе во время международного авиашоу в Гатвике, отправив свой «The Little Stinker» через Атлантику на борту лайнера «Куин Мери». После того, как этот самолет неоднократно сменил владельца и получил вдвое более мощный двигатель (первоначально 85 л. с./бЗ кВт), Бетти Скелтон выкупила его, чтобы подарить музею в Сайприс-Гарденс во Флориде.

В начале своей карьеры авиаконструктора Пите также построил два малоизвестных крошечных гоночных самолета, одержавших несколько побед в конце 1940 годов. Но после ряда аварий Пите переключил свое внимание на сельскохозяйственные самолеты. Однажды его навестил пилот из Талсы, Оклахома, и попросил любые чертежи Pitts Special.Вооружившись набросками Питса, он принялся за постройку собственного самолета, который позднее был закончен Дином Кейсом из Уичиты, Канзас. Он назвал его «Joy’s Toy» («Игрушка Джой») и передал своей дочери Джойс, участвовавшей в состязаниях по пилотажу. Появилось еще несколько Pitts Specials домашней постройки, и по многочисленным просьбам Пите нанял чертежника, который бы превратил его черновые наброски в полноценные чертежи, по которым могли бы работать любители в домашних в условиях.

К тому времени, когда чертежи поступили в продажу, Пите закончил переработку конструкции своей машины, допускавшей теперь установку двигателя мощностью до 180 л. с. (134 кВт), а в 1965    году расширил открытую кабину, вмещавшую теперь заметно располневшего конструктора. Pitts Special вышел на рынок в то время, когда на авиашоу и соревнованиях по пилотажу доминировали такие самолеты, как биплан Stearman, Great Lakes, Piper Cub и Taylorcraft с укороченным крылом, Bucker Jungmeister и Zlin. Мало кто серьезно воспринимал маленький Pitts Special, пока в 1962 году Дон Питтман не выиграл на нем чемпионат США по высшему пилотажу, а  в 1964 году поразил зрителей на авиагонках в Рино своими фантастическими трюками в небе на «Joy’s Toy».Благодаря этим успехам, к 1966 году дела фирмы Питса «Pitts Aviation Enterprises» шли столь хорошо, что он продал свой бизнес по сельскохозяйственной авиации, чтобы сосредоточиться на разработке своего нового самолета. В 1964 году он начал проектировать увеличенный двухместный Pitts S-2 Special, предназначенный для тренировок.Федеральное авиационное управление США (FAA) сначала с настороженностью относилось к самолету, опасаясь за его устойчивость и штопорные характеристики. Лишь в 1971 году Pitts S-2 Special был сертифицирован и запущен в серийное производство под обозначением S-2A с 200-сильным (150 кВт) двигателем Lycoming АЕЮ-360-А1А.

S-2A используется для подготовки многими пилотажными группами. А13 февраля 1973 года Кертисс Пите получил сертификат на одноместный S-1S с 180-сильным (134 кВт) ПД Lycoming Ю-360-В4А и крылом с симметричным профилем и четырьмя элеронами, который также был запущен в серию. Совершенствование проекта продолжалось, но уже без Питса  он продал свою долю в предприятии в 1977 году. В 1981 году сертификаты и права на производство и продажу всех вариантов Pitts Special перешли к Фрэнку Христенсену, бывшему тренеру американской пилотажной группы.Когда Христенсен принял руководство компанией, выпускалось еще три варианта самолета: S-1T с винтом с постоянной скоростью вращения; S-2S  одноместный вариант S-2A, совершивший первый полет в декабре 1977 года и S-2B  двухместная машина с закрытой кабиной. S-l, S-2 и S-2S также предлагались в виде наборов для домашней постройки, при этом к их обозначению прибавлялась литера «Е» (S-1E, S-2E, S-2SE), в то время, как по чертежам в домашних условиях строились самолеты S-1C (два элерона) и S-1D (четыре элерона). Точное число Special любительской постройки неизвестно, но в начале 1990-х годов их число превышало 500, хотя комплекты для сборки уже не выпускались.Пока что маленький биплан не сумел превзойти на международных соревнованиях по пилотажу современные монопланы.