Пассажирский самолет Saab 340

37-местный региональный пассажирский самолет Saab 340 изначально проектировался в партнерстве с компанией «Fairchild» под обозначением Saab Fairchild SF-340. Прототип с двумя ТВД General Electric СТ7-5А2 мощностью по 1630 л. с. выполнил первый полет 25 января 1983 года.Позже компания «Fairchild» из программы вышла, и после ноября 1985 года проект «340» стал чисто шведским. Сертификацию самолет получил в марте 1984 года, поставки Saab 340А первому заказчику, авиакомпании «Crossair» из Швейцарии, начались в июне того же года.Самолет Saab 340А является низкопланом, изготовленным, главным образом, из легких металлических сплавов с незначительным использованием композитных материалов. Пассажиры размещаются в герметизированном салоне, кресла установлены потри в ряд (2+1).


В 1989 году на смену 340А пришел вариант Saab 340В с 1750-сильными ТВД СТ7-9В, оптимизированным для эксплуатации в условиях жары и высокогорья. Взлетную массу и размах стабилизатора увеличили. Еще одним вариантом стал Saab 340В Plus, производство которого началось в феврале 1994 года, а поставки — в апреле 1994 года. Данный вариант отличался более высокими взлетно-посадочными характеристиками, более комфортабельным салоном (в типовом варианте рассчитан на перевозку 33 пассажиров, возможна установка активной звукоизоляционной системы) и был более экономичен в эксплуатации.Первым военным эксплуатантом Saab 340 стали ВВС Швеции, закупившие шесть самолетов. Первый из них собрали в варианте Тр 100 как\/1Р-самолет для перевозки членов королевской семьи. Но последующие пять машин были поставлены в варианте ДРЛОиУ—S100B Argus.На S 100В установлена РЛС бокового обзора Ericsson PS-890 Erieye, плоская фазированная антенна которой смонтирована в надфюзеляжном обтекателе длиной 9 м. РЛС способна обнаруживать небольшие воздушные цели на дальности до 350 км при выполнении самолетом полета на крейсерской высоте 6000 м.Первый S 100В заказчик получил в конце 1997 года. Четыре из шести самолетов постоянно готовы выполнять основную задачу, а два других могут быть использованы для перевозки людей (до 30 человек). Другими заказчиками варианта ДРЛОиУ стали Таиланд и ОАЭ. Saab 340 также используется как транспортный в ВВС Аргентины.

Морские силы самообороны Японии применяютSaab 340В Plus SAR-200 с поисковой РЛС кругового обзора Telephonies APS-143(V). Данный вариант также оснащен ИК-систе-мой обзора передней полусферы FSI AAQ-22, приемником GPS, системой сброса маркерных буев и осветительных ракет, в фюзеляже имеются наблюдательные иллюминаторы большой площади и люк для сброса спасательного комплекта. В Японии Saab 340В Plus SAR-200 пришелна смену самолету NAMC YS-11.Производство Saab 340 завершилось в 1999 году. Всего поставлено 456 машин.На основе этого достаточно удачного самолета компания разработала Saab 2000 с удлиненным фюзеляжем вместимостью до 58 пассажиров. Для снижения уровня шума в салоне более мощные двигатели отнесены дальше от фюзеляжа. В кабине летчиков установлен комплект приборного оборудования Collins Pro Line 4 с шестью электронно-лучевыми индикаторами. В конструкции увеличен процент использования композиционных материалов.Первый прототип Saab 2000 поднялся в воздух 26 марта 1992 года. Сертификат летной годности получен в марте 1994 года, коммерческая эксплуатация началась в сентябре 1994 года; первый заказчик—авиакомпания «Crossair».Но продажи шли плохо, и производство в 1999 году свернули после сборки всего 60 самолетов, включая два инспекционных Saab 2000FI для Управления гражданской авиации Японии.Позже Saab 2000 выбрали как платформу для РЛС Erieye. Первым заказчиком стал Пакистан; первый из четырех самолетов ВВС Пакистана получили в 2009 году.