Одномоторные поршневые Cessna


В конце 1950-х  начале 1960-х годов в Уичите, канзасской штаб-квартире «Cessna», продолжались работы по созданию новых моделей, включая Model 177, Model 150 и Stationair. К 1977 году специалисты «Cessna» пришли к выводу, что самолету Model 172 для сохранения конкурентоспособности требуется существенная модернизация. В итоге был создан Model 172J, прототип которого, N3766C, был облетан в начале 1966 года. Это был свободноне-сущий моноплан с хвостовым оперением с более широкой хордой и более обтекаемой формой кабины. Самолет оснастили одним двигателем Lycoming 0-320 мощностью 150 л. с. «Cessna» планировала завершить выпуск Model 172Н и в 1968 году перейти на сборку новой модели, однако в последний момент было решено строить обе машины параллельно, и Model 172J переименовали в Model 177 (в люксовом варианте Cardinal). Model 177 выпускалась до 1978 года, а в 1971 году в производство пошел самолет Model 177RG Cardinal RG, имевший убирающееся шасси по типу более крупного Cessna Centurion. Самолет Model 172 Skyhawk оказался весьма популярным и оставался в производстве до середины 1980-х годов; поставки превысили 37 ООО машин.



В течение 1952-1959 годов «Cessna» сконцентрировалась на разработке четырехместных одномоторных самолетов, а прекращение выпуска Model 140 оставило продуктовую линейку компании без двухместного УТС, который можно было бы предлагать на замену устаревающим Piper Cub, Piper Ercoupe и Cessna 120. В итоге в середине 1957 года компания подняла в воздух первый Cessna 142 (N34258), представлявший собой легкий высокоплан с неубираю-щимся шасси и двухместной кабиной. Вскоре название самолета сменилось на Model 150, всего в первый, 1959-й год, было выпущено 683 самолета, оснащенных двигателями Continental 0-200А. До 1963 года объем выпуска Cessna 150 превысил 2200 машин. В 1964 году на Model 150D «обрезали» хвостовую часть фюзеляжа, чтобы обеспечить круговой обзор из кабины. В 1966 году в производство пошла модель Model 150F, отличавшаяся стреловидным хвостовым оперением, а в 1970 году появилась модель Model А150К Aerobat. На пошедших в серию в 1971 году Model 150L и Model A150L было применено новое шасси  со стойками из стальных труб, а в 1978 году двигатель Continental заменили на 110-сильный Lycoming 0-235-L2C, после чего самолет получил обозначение Cessna 152.

К середине 1950-х годов компания приступила к активной работе над новой моделью, которая должна была отличаться от Skylane большей скоростью, повышенным комфортом и усовершенствованной авионикой. Особенностью новой машины также стало решение применить убирающееся шасси. В качестве опытной машины использовали стандартный четырехместный самолет Cessna 182 (N1296), который был облетан в 1956 году,  он имел убирающееся шасси и оснащался двигателем Continental I0-470S мощностью 260 л. с., что привело к использованию нового капота и ввиду большой мощности двигателя установке большого форкиля.

В последующем хвостовое оперение вновь подвергалось доработке, и серийный Model 210 уже имел элегантный стреловидный киль. Основные опоры шасси убирались назад по полету в ниши в нижней части фюзеляжа. В серию Model 210, получивший к тому времени загнутые вниз законцов-ки крыла, поступил в 1960 году, а к сентябрю того же года заказчикам были поставлены уже 542 машины. Появившаяся в 1961 году модель Model 210А отличалась дополнительными окнами в кабине, а на смену анонсированной в октябре 1961 года модели Model 210В пришли Model 172 и Model 182, имевшие «обрезанную» хвостовую часть фюзеляжа и заднее окно в кабине. На модели Model 2101, появившейся в 1964 году, стоял двигатель Continental Ю-520-L мощностью 285 л. с., самолет также отличался свободнонесущим крылом — вместо подносного крыла на предыдущих моделях. Предусматривалась возможность установки двигателя Continental TSIO-520-R с турбонаддувом, что позволяло совершать полет на высотах до 9205 м. Самолеты Centurion и Turbo Centurion до сих пор находятся в серийном производстве, в целом они почти не отличаются от машин, продававшихся в конце 1960-х годов.
Объем выпуска превысил 9600 самолетов.

Самолет Cessna 210 оказал определенное влияние на дальнейшую работу «Cessna». Во-первых, применение убирающегося шасси позволило компании предложить на рынок модель Cardinal RG; в 1977    году убирающееся шасси получил Skylane, в 1979 году  Cessna 172, а также Cutlass RG. «Cessna» решила также использовать Model 210 для создания широкой линейки одномоторных машин. Первой стала модель Model 210-5 (известна как Model 205), представлявшая собой Model 2 ЮС образца 1963 года с неубирающимся шасси и шестиместной кабиной. В 1964 году мощность силовой установки Model 210 возросла, и Model 205 также получила 285-сильный двигатель  новая машина получила название Model 206 Super Skywagon. Причем на правом борту у нее появились большие двойные двери. Кроме того, с 1965 года «Cessna» предлагала пассажирский вариант  Model Р206 Super Skylane  с него сняли грузовые двери и применили более комфортный интерьер пассажирского салона.

С1971 года многоцелевые и люксовые модели продавались под единым обозначением Model U206E Stationair (с разным интерьером салона), причем предлагался вариант с двигателем с турбонаддувом, но компания сохранила подкосное крыло. Увеличение пассажировместимости Model 206 до семи человек стало следующим этапом развития линейки  в 1969 году заказчикам стали предлагать модель Cessna 207, отличавшуюся фюзеляжными вставками перед кабиной (там разместили багажный отсек) и позади нее (добавился лишний ряд кресел). Самолет оснащали двигателем Continental 10-520-F мощностью 300 л. с. или вариантом с турбонаддувом  TS10-520-M.

Model 207 вначале получила название Skywagon 207, но в 1978    году была переименована в Stationair 7 (или Turbo Stationair 7), а в 1980 году, когда вместимость увеличили до 8 мест, самолет стал называться Stationair 8. Но самым интересным одномоторным легким самолетом «Cessna» стал анонсированный в ноябре 1977 года Model P210N Pressurized Centurion  единственный на тот момент одномоторный самолет с герметизированной кабиной (модель Mooney М 22 сняли с производства в 1970 году). Самолет создавался на базе Cessna T210N, но отличался герметизированной кабиной (на высоте 7010 м поддерживалось давление, соответствующее высоте 3695 м), а в качестве силовой установки на нем был применен двигатель Continental TSIO-520-P взлетной мощностью 310 л. с. Внешнее отличие модели  четыре небольших окна на каждом борту, поскольку на стандартном Centurion имелись лишь по два окна на борту. Model Р210 имел максимальную скорость 378 км/ч, а стоимость полностью укомплектованной машины составляла 107 330 долларов  из-за инфляции в 1982 году стоимость самолета выросла до 182 750 долларов.

В июне 1986 года кризис доверия к самолетам авиации общего назначения, разразившийся в США, привел к тому, что «Cessna» в итоге прекратила разработку и выпуск легких самолетов. Одна из причин  вылившийся на компанию поток исков от пострадавших в авариях и катастрофах, произошедших с ее самолетами. В сентябре 1985 года «Cessna» была приобретена компанией «General Dynamics», которая в 1992 году продала ее «Textron Corporation». После принятия закона об авиации общего назначения, известного как General Aviation Product Liability Reform Bill, компания «Cessna» в 1996 году возобновила выпуск самолетов модификаций Model 172,182 и 206 на заводе в Индепенденсе, штат Канзас. В 2000 году заказчикам были предложены модели Model 172R Skyhawk и Model 172S Skyhawk, также предлагались 182S Skylane, 206Н Stationair и Т206Н Turbo Stationair. «Cessna» планировала вывести на рынок варианты моделей Models 172RG и 182RG, оборудованные убирающимся шасси, но реализованы они не были. 4 марта 2010 года на заводе в Индепенденсе был передан 9000-й одномоторный самолет «Cessna».