На гражданской службе Douglas DC-4 Skymaster


Skymaster, совершивший первый полет в 1942 году, оставался на воздушных трассах на протяжении более 50 лет как в военном, так и в гражданском вариантах.Дональд Дуглас, уже добившийся выдающегося успеха с самолетом DC-3, в содружестве с В. А. Патерсоном из «United Air Lines» создал новый четырехдвигательный самолет. Конструкторы надеялись, что их новый самолет DC-4 откроет новую эру в воздушных перевозках. DC-4 (позднее DC-4E) отличался герметичной кабиной с наддувом, системой кондиционирования и трехкилевым оперением, а в окончательном варианте смог перевозить 52 пассажира. Первый полет DC-4E состоялся в июне 1938 года, и хотя самолет был удобен в управлении, его летные характеристики оказались ниже расчетных. Сложность систем самолета в сочетании с высокой стоимостью эксплуатации и обслуживания привели к тому, что дальнейшие работы по программе были заморожены после постройки единственной машины, которая обошлась «Douglas» в 1344 600 долларов.

В мае 1939 года группа инженеров «Douglas», возглавляемая А. Е. Раймондом и Е. Ф. Бартоном, предложила разработать полностью новый самолет такой же вместимости как DC-4E, но более простой и легкий и без герметичной кабины. Авиакомпании «American», «Eastern» и «United Air Lines» заинтересовались такой машиной, и еще до первого полета DC-4A компания «Douglas» получила заказы на самолет.Крыло с заметной стреловидностью по передней кромке DC-4E заменили крылом большого удлинения с постоянным углом по передней и задней кромкам, размах крыла «нового» DC-4 сократили до 35,81 м. Длину самолета уменьшили до 28,63 м, при этом его масса сократилась на 25%, а пассажировместимость — до 42 человек. Силовая установка состояла из четырех радиальных ПД Pratt & Whitney Twin Wasp по 1450 л. с. (1081 кВт). Наиболее заметным изменением стала замена трехкилевого оперения единственным килем большой площади.Начало войны в Европе сделало будущее DC-4A неопределенным, так как военные заказы на DC-3 из Британии, Франции и от ВВС США имели наивысший приоритет. Но поскольку число коммерческих заказов на DC-4A росло и достигло 61 машины, Дональд Дуглас продолжил работу над самолетом.

Когда США после японского налета на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года вступили в войну, планы снова изменились. Военное ведомство США немедленно реквизировало 34 серийные машины, присвоив им военное обозначение С-54.Прототип DC-4/C-54 не строился, и первая машина (С-5442-20 137), пилотируемая Д. Ф. Мартином, взлетела с аэродрома в Санта Монике 26 марта 1942 года. Испытания проходили практически без проблем и, учитывая растущие потребности американских военных в транспортных самолетах, полностью милитаризованный С-54А с доработанной конструкцией был запущен в крупносерийное производство.Это решение означало, что несмотря на большие заказы Skymaster не будет летать в «гражданской форме» до победы над Японией. В 1944 году на сборочной линии на смену С-54А пришел С-54В, и к концу войны Skymaster служил в ВВС и ВМС США (под обозначением R5D), снискав репутацию прочного и надежного транспортного самолета.Окончание войны означало резкое сокращение вооруженных сил США, и многие ставшие лишними С-54 и R5D стали доступны для гражданских операторов. «Douglas» также предвидела рост гражданского рынка авиаперевозок после завершения боевых действий, и запустила в производство два новых варианта DC-4, в конструкцию которых внесли многие улучшения, опробованные на С-54.

Для рынка коммерческих грузовых перевозок DC-4-1037 сохранил большой грузовой люк, устанавливавшийся на военных вариантах. DC-4-1009 лишился грузового люка и мог быть конфигурирован для перевозки 44 пассажиров, багажа и груза на дневных линиях или 22 пассажиров, багажа и грузов в спальном варианте. Но поскольку много бывших военных Skymaster были куплены гражданскими операторами по бросовым ценам, построили всего 79 новых самолетов.Авиакомпании «American Airlines», «United Air Lines» и «Eastern Air Lines» стали первыми перевозчиками, начавшими в 1946 году эксплуатацию самолета DC-4 на местных линиях в США. Но к тому времени машина уже использовалась несколькими трансатлантическими перевозчиками, включая «American Overseas Airlines». За ними последовали «Pan American», KLM, «Air France», SAS, «Sabena» и «Swissair», организовавшие собственные маршруты над Северной Атлантикой, используя DC-4.

К 1947 году самолет также использовался авиакомпаниями в Азии, Австралии и Южной Америке, а переделка военных С-54 в гражданский вариант шла нарастающими темпами.Еще одним вариантом DC-4, производившегося в послевоенный период, стал DC-4M, выпускавшийся по лицензии компанией «Canadair Ltd». Оснащенный рядными ПД Rolls-Royce Merlin 626, DC-4M с герметизированным фюзеляжем совершил первый полет в июле 1946 года. В общей сложности 46 самолетов было куплено авиакомпаниями ВОАС (под обозначением С-4 Argonaut) и «Trans-Canada», а еще 24 машины использовались канадскими ВВС под обозначением North Star. С появлением DC-6 многие крупные авиакомпании начали избавляться от DC-4. Однако благодаря высоким характеристикам самолета мелкие авиакомпании продолжали использовать его еще долгие годы.