MCDONNELL DOUGLAS DC-9


К концу 1970-х годов DC-9 находился в эксплуатации уже 15 лет, поэтому компания MDD решила открыть новую страницу в его истории. Семейство удлиненных лайнеров MD-80 повторило успех предшественника, послужив базой для создания MD-90/Boeing 717. 1973 году «Douglas Aircraft Company», дочерняя компания «McDonnell Douglas Corporation», завершавшая на тот момент работы по DC-9 Series 50, приступила к изучению возможности создания на его базе нового варианта. Были рассмотрены различные предложения  все на базе двигателей Pratt & Whitney JT8D (устанавливались на всех DC-9). Наконец, в октябре 1977 года с получением от «Swissair» заказа на 15 машин был дан официальный старт программе создания лайнера DC-9 Super 80. Сохранив внешнюю схожесть с предшественниками, Super 80 в реальности был совершенно новым самолетом, так что «McDonnell Douglas» даже применила к машине новое обозначение MD-80.

В сравнении с лайнерами семейства DC-9 Series 50, новый Super 80/MD-80 имел удлиненный до 45 м фюзеляж  перед крылом находилась вставка на 3,9 м (восемь шпангоутов), а в хвостовой части фюзеляжа имелась вставка на 0,5 м (один шпангоут). Самолет был рассчитан на перевозку 137 пассажиров в смешанной компоновке и 172 — в плотной, экономичной компоновке. Под полом салона размещались грузовые отсеки объемом 36,6 м3.Крыло MD-80 имело новый центроплан и дополнительную концевую секцию на каждой консоли длиной по 0,6 м, в результате чего размах крыла увеличился на 4,4 м, а площадь  на 28%. Для нового лайнера выбрали двигатель Pratt & Whitney JT8D-209 с высокой степенью двухконтурности, тяга двигателя  83,25 кН (плюс резерв 3,38 кН в случае отказа двигателя).

Главной особенностью рассчитанной на двух летчиков пилотской кабины стала цифровая электронная система управления полетом компании «Sundstrand», интегрированная с автоматом тяги и цифровой системой автоматической посадки Sperry (CAT 1IIA). Электронный пилотажный индикатор компании «Honeywell» с индикаторами на ЭЛТ был доступен в качестве опционального варианта взамен электромеханических приборов. С 1983 года на самолет стали устанавливать электронную систему регулировки характеристик (Performance Management System), аналогичную той, что была создана для McDonnell Douglas DC-10. Система, связанная с автопилотом и автоматом тяги, позволяла автоматически контролировать угол тангажа и тягу двигателей с целью обеспечения оптимальной скорости и расхода топлива при наборе высоты, крейсерском полете и снижении.


Первый лайнер семейства Super 80/MD-80, самолет MD-81 N980DC, совершил первый полет с аэродрома «Douglas Aircraft Company» в Лонг-Бич, штат Калифорния, 18 октября 1979 года, а следом 6 декабря 1979 года и 29 февраля 1980 года в воздух поднялись второй и третий лайнеры (N1002G и N1002W). Стартовым заказчиком стала компания «Swissair», получившая первую машину 12 сентября 1980 года, и 5 октября она выполнила первый полет по маршруту Цюрих — Франкфурт.16 апреля 1979 года «McDonnell Douglas» анонсировала начало разработки модификации MD-82, оснащенной турбовентиляторными двигателями JT8D-217 тягой по 90 кН (резерв  3,83 кН). В целом машина была идентична MD-81, но имела увеличенную до 66679 кг максимальную взлетную массу и была более приспособлена к эксплуатации в горных районах и в условиях жаркого климата.

12 апреля 1985 года «McDonnell Douglas» подписала соглашение с китайскими компаниями CATIC («China Aero-Technology Import/Export Corporation») и «Shanghai Aviation Industrial Corporation» на поставку 26 самолетов MD-82. К тому времени в Китай были уже поставлены пять самолетов — они эксплуатировались в компаниях «China Eastern Airlines» и «China Northern Airlines». Новое соглашение подразумевало лицензионную сборку 25 из 26 закупаемых лайнеров на заводе компании «Shanghai Aircraft Manufacturing Factory» (SAMF) с использованием компонентов и комплектов, поставленных с завода в Лонг-Бич. В апреле 1990 года был подписан контракт еще на 20 самолетов.31 января 1983 года компания анонсировала начало работ по модификации MD-83, внешне схожей с MD-81/2, но имевшей большую дальность полета и увеличенный на 4391 л запас топлива в двух баках в грузовых отсеках, а также оснащенной двигателями (T8D-219 тягой по 94,5 кН и имевшей максимальную взлетную массу 72 576 кг. Первый полет самолет выполнил 17 декабря 1984 года, а в эксплуатацию стартовым заказчикам  компаниям «Alaska Airlines» и «Finnair»  поступил в начале 1986 года.Первый лайнер компании «Finnair» во время перелета от производителя к заказчику

14 ноября 1985 года  совершил самый длительный беспосадочный перелет в классе машин семейства MD-80 (за 7 ч 26 мин преодолел 6308 км по маршруту Монреаль, Канада  Хельсинки, Финляндия). Единственным вариантом семейства MD-80, претерпевшим существенные конструктивные изменения, стал MD-87, анонсированный 3 января 1985 года. Самолет имел фюзеляж, укороченный на 5 м, и был рассчитан на перевозку 109    пассажиров в смешанной компоновке или 130  в одноклассной компоновке. Первый полет он выполнил 4 декабря 1986 года, поставки стартовым заказчикам, «Austrian Airlines» и «Finnair», были начаты в октябре 1987 года.

Пятым членом семейства MD-80 стал авиалайнер MD-88, анонсированный компанией 23 января 1986 года  после получения от компании «Delta Air Lines» заказа на 80 самолетов (вскоре заказ был увеличен до 110    самолетов). Схожий с MD-82, новый лайнер оснащался двигателями JT8D-219 тягой по 94,5 кН и отличался оборудованной электронными индикаторами пилотской кабиной, а также наличием системы управления полетом (FMS), инерциальной измерительной системы (IRS) и системы определения сдвига ветра в базовой комплектации. Кроме того, в конструкции самолета нашли более широкое применение композиционные материалы, а салон на 142 пассажира  по пять в ряд  был существенно доработан (увеличена ширина прохода, установлены новые багажные полки в салоне). Первый полет MD-88 выполнил 15 августа 1987 года, сертификат FAA был получен 9 декабря, а на линии компании «Delta» он вышел 5 января 1988 года.

В дополнение к пассажирским вариантам самолетов семейства MD-80 компания «McDonnell Douglas» также строила бизнес-джеты MD-83 и MD-87. Самолеты создавались под требования конкретных заказчиков и обычно были рассчитаны на перевозку 20-30 человек на максимальную дальность 7593-8334 км. Был заказан 1191 самолет семейства MD-80, его эксплуатантами стали многочисленные компании  такие как «Adria Airways», «Continental» или «Venus Air». В конце 1999 года компания «Boeing», в состав которой вошла «McDonnell Douglas», прекратила выпуск данных авиалайнеров.