Летательный аппарат Model 281 Proteus

В конце 1990-х годов компания «Scaled Composites» расширила свою область деятельности и создала летательный аппарат Model 281 Proteus. Самолет предназначался для осуществления полетов большой продолжительности, для чего разработчики применили схему тандемно расположенных крыльев (основное крыло и переднее горизонтальное оперение), имевших большое относительное удлинение. Причем ПРО имело очень большой размах, а основное крыло могло удлиняться за счет добавки съемных панелей в его концевых частях.


Самолет Proteus оснащался двумя турбовентиляторными двигателями Williams FJ44 и был рассчитан на продолжительные (14-18 часов) полеты на высоте около 19-20 км.Построен лишь один самолет, который был облетан 26 июля 1998 года.Он мог использоваться в беспилотном или пилотируемом вариантах, в полу-автономном или дистанционно-пилотируемом режимах. Связь с постом управления и передача данных осуществлялась посредством линии спутниковой связи, которая наряду с автопилотом была разработана компанией «Scaled Composities» в рамках проекта ERAST, реализуемого НАСА.В октябре 2000 года Proteus установил в своем классе ряд мировых рекордов по высоте полета.Самолет вначале планировалось испытать на возможность применения в качестве телекоммуникационного ретранслятора, но в итоге он стал многоцелевым исследовательским аппаратом. С марта 2000 года он принимал участие в целом ряде проектов, преимущественно по контрактам правительственных ведомств США (НАСА, Министерство энергетики и пр.).

Полезная нагрузка Proteus размещалась на подфю-зеляжном пилоне и могла включать малогабаритную оптикоэлектронную систему с передачей информации в реальном масштабе времени (Airborne Real-Time Imaging System); специальный прибор NAST-I (National Polar-Orbiting Operational Environmental Satellite System Airborne Sounder Testbed  Interferometer); контейнер длиной 9,1 м, созданный для лазерной системы воздушного базирования (Airborne Laser), а также РЛС с синтезированной апертурой луча и режимами «воздух» и «поверхность», которая создавалась для стратегического разведывательного БЛА RQ-4 Global Hawk.

В 2005 году самолет использовался для испытаний коммерческой космической ракетной системы, созданной компанией «Transformational Space Corp.». В течение трех полетов в мае — июне с самолета были испытаны масштабная (в размере
23% от оригинала) модель четырехместной капсулы указанной ракетной системы и разгонный блок.Компания «Scaled Composites» использовала крыло Proteus в качестве основы для разработки самолета Model 318, а корпорация «Northrop Grumman Corporation», которая приобрела компанию «Scaled Composites» в августе 2007 года, в настоящее время использует самолет Proteus для отработки новых технологий в рамках создания новых беспилотных летательных аппаратов.