Легкий транспортный самолет Як-12

В СССР и Польше построили почти 5000 удачных легких самолетов Як-12. Самолет получился поистине универсальным и использовался в качестве учебного, санитарного, связного и сельскохозяйственного.В 1930-е годы А. С. Яковлев разработал несколько легких подкосных высокопланов АИР, а в 1944 году ВВС сформулировали требования к легкому самолету общего назначения для замены биплана По-2. ОКБ А. С. Яковлева предложило два проекта: высокоплан Як-10 и низ-коплан Як-13. Як-13 построили порядка 40 единиц.

В 1947 году А. С. Яковлев на основе Як-10 разработал Як-12. Подкосный высокоплан с неуби-раемым шасси оснащался 5-ци-линдровым мотором воздушного охлаждения М-11 А. Д. Швецова. Конструкция планера смешанная: деревянное крыло, металлический каркас фюзеляжа, полотняная обшивка.В базовом варианте Як-12 брал на борт одного летчика и одного двух пассажиров. Самолет строился в связном варианте, санитарном (Як-12С) и сельскохозяйственном (Як-12СХ).В 1950 году начался выпуск Як-12Р с 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения АИ-14Р (М-14) А. Г. Ивченко мощностью 260 л. с. (194 кВт). На Як- 12Р установили также новое крыло большего размаха с неподвижными щелевыми носками, обеспечившими высокие взлетно-посадочные качества. Для взлета Як-12Р требовалась полоса длиной всего 50 м, а для посадки хватало полосы длиной 80 м. В ходе серийного производства конструкция стала цельнометаллической.

Третий основной вариант Як-12М появился в 1954 году.Як-12М, в целом близкий Як-12Р, отличался измененной хвостовой частью фюзеляжа, позволяющей разместить трех пассажиров и килем закругленной формы.Четвертым и самым массовым вариантом стал Як-12А, выпуск которого начался в 1957 году. Его главным отличием являлось крыло прямоугольной в плане формы, оснащенное автоматическими щелевыми предкрылками. В кабине летчика вместо ручки установили штурвальную колонку, улучшили навигационное оборудование, доработали вентиляцию и обогрев.В ВВС СССР Як-12А использовались для корректировки огня артиллерии и как связные. Списанные из ВВС самолеты часто передавали в ДОСААФ, в «Аэрофлоте» Як-12 применялись как санитарные.В СССР выпуск Як-12 прекратили в 1960 году, построив 3800 самолетов всех модификаций. В Польше Як-12 строился по лицензии «WSK-4 Okecie» (позже вошла в PZL) с 1956 года.

Як-12М и Як-12А в Польше обозначались как Jak-12M и Jak-12А. Главным эксплуатантом стали ВВС Польши, получившие с 1951 года около 90 Як-12. Использовали их до 1973 года как патрульные, связные, санитарные и общего назначешя. В 1970-е годы на смену Як-12 i Польше пришел PZL-104 Wilgas : таким же, как на Як-12, мотором Ш-14Р. Несколько польских воен-1ых Як-12 летали и в 1980-е годы. 5о 1972 года в Польше построили 5олее 300 Як-12 собственной модификации  PZL-101 Gawron. Як-12 с мотором М-11 также строились в Китае как Туре 5.Благодаря удачной конструкции немало Як-12 и сегодня находятся в пригодном к полетам состоянии. Такие самолеты есть в России, Польше, США, Великобритании.