Лайнер MD-95


Семейство MD-90 должно было продлить линию DC-9/MD-80. Но проект оказался неудачным. Самый маленький из лайнеров MD-95 фирмы «McDonnell Douglas» перешел к поглотившей ее «Boeing». Этот самолет выпускался как Model 717 до 2006 года.Лайнер MD-90 задумывался как преемник MD-80 и его семейства. Вместо ТРДД Pratt & Whitney JT8D, установленных на DC-9 и MD-80, использовались ТРДД IAE V2500. Программу запустили в ноябре 1989 года после получения твердого заказа от «Delta Air Lines» на 50 самолетов (с опционом еще на 115, но вскоре это количество сократили). Фирма «McDonnell Douglas» представила самолет как MD-90, но после проработки подвариантов обозначение несколько изменилось. В базовом варианте MD90-30 соединились фюзеляж от MD-80, удлиненный на 1,45 м, и увеличенное хвостовое оперение от MD-87. Пассажировместимость 172 человека, силовая установка  ТРДД V2525-D5. Опытный MD90-30ER в двух экземплярах заказала египетская «АМС Aviation»; первый из них поставили 24 сентября 1997 года. Фирма «McDonnell Douglas» планировала выпустить еще два варианта MD-90, но они не были построены. Это MD90-50, удлиненный вариант MD90-30 с ТРДД V2528-D5, и MD90-55, идентичный предыдущей модели, но вместимостью 187 пассажиров.

MD-90 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1993 года. В испытаниях участвовали три самолета, сертификат летной годности был получен 16 ноября 1994 года. В феврале на заводе в Лонг-Бич началась сборка головной машины серии. Первый борт передали компании «Delta» 24 февраля 1995    года, эксплуатация началась 1 апреля. Компания SAS первой в Европе купила MD-90 и поставила его на свои авиалинии с 11 ноября 1996    года. В апреле 1986 года фирма «Shanghai Aircraft Manufacturing Factory» (SAMF) приступила к сборке MD-82 и MD-83 для китайских авиакомпаний. В 1992 году SAMF и «McDonnell Douglas» анонсировали соглашение о разработке самолета MD90-30T Trunkliner с двойными основными опорами шасси, оптимизированными для китайских аэродромов. Контракт многократно пересматривался и в финальном виде предполагал поставку MD-90 из США (начиная с 1996 года) и сборку 20 машин в КНР. Но программу, в которой задействовали 7000 человек, не реализовали. Когда «Boeing» решила свернуть выпуск MD-90 в США, было объявлено о начале сборки самолетов в Шанхае.Фирма «Boeing» приобрела «McDonnell Douglas» в августе 1997 года, а в июне 1998-го объявила о прекращении производства лайнера MD-90 с 2000 года.

К апрелю 2000-го построили 114 MD-90. Покупателями стали «АМС Aviation» (1 экземпляр), «China Eastern Airlines» (9), «China Northern Airlines» (11), «Cyprus Turkish»/KTHY (2), «Delta Air Lines» (16), «Great China Airlines»
(1), «Hwa-Hsia Leasing» (3), «Japan Air System» (16), «Reno Air» (5), «Saudia» (29), SAS (8) и «Uni Airways» (13, включая три заказанных «Eva Air»). Самолет Boeing 717 начинал свою карьеру как McDonnell Douglas MD-95. «McDonnell Douglas» анонсировала новую модель в июне 1995 года после длительного изучения проектов 100-130-мест-ных самолетов. Лайнер MD-95 позиционировали как уменьшенный MD-80 (MD-87-105) с двигателями JT8D-105 (как на MD-80) или Rolls-Royce Тау. Но фактически самолет оказался ближе к DC-9, так как были использованы крыло и оперение от DC-9-34, увеличенный киль от MD-87 и новейшие ТРДД BMW Rolls-Royce BR700. Сборку MD-95 планировалось наладить в Китае в рамках программы McDonnell Douglas MD90-30 Trunkliner, но подписать контракт не удалось. Серию запустили в Лонг-Бич, Калифорния.

С августа 1997 года самолеты McDonnell Douglas стали обозначаться Boeing. В январе 1998 года MD-95 переименовали в Model 717, хотя это обозначение использовалось для семейства С-135. Серийный вариант назвали 717-200, маркировку 717-100 зарезервировали для проектируемого 85-мест-ного лайнера. 717-й предназначался для перевозки 100 пассажиров на региональных линиях протяженностью до 2414 км. Предполагалось создать два варианта 717-го в зависимости от его массы — BGW (basic gross weight) и HGW (high gross weight). «McDonnell Douglas» испытывала сложности со сбытом, но 19 октября 1995 года был получен заказ на 50 машин (с опционом еще на 50) от авиакомпании «Valujet» (ныне «AirTran Airlines») из Флориды. К середине 1999 года в портфеле фирмы были 115 самолетов с опционом еще в 100 машин. На объеме заказов негативно отразилось намерение фирмы «Boeing» свернуть производство всех авиалайнеров McDonnell Douglas. Однако «Boeing» сохранила производство 717-го и даже приступила к разработке 85-местного варианта 717-100Х и 130-местного 717-300Х.

Первый полет 717-200 состоялся 2 сентября 1998 года. В программе летных испытаний, которые продолжались девять месяцев, использовались четыре самолета. После получения европейского и американского сертификатов начались поставки. 23 сентября 1999 года первую машину получила авиакомпания «AirTran», которая стала крупнейшим эксплуатантом авиалайнеров данного типа. В Европе почин сделала лизинговая компания «Bavaria International Aircraft Company», которая получила головной из своих четырех самолетов 29 декабря

1999    года. Первым клиентом лизинговой фирмы стала греческая компания «Olympic Aviation»; два борта переданы 7 января 2000 года. На очереди была австрийская региональная компания «Impulse Airlines», взявшая в лизинг два самолета в конце апреля 2000 года. «Pembroke Capital» из Ирландии также объявила о лизинговой сделке с «Impulse» и «Bangkok Airways» (2 самолета). «Boeing» отгрузила первый из 11 самолетов ирландским компаниям в августе 2000    года. Компания TWA получила первый из 30 самолетов в феврале 2000 года.«Boeing» не стала развивать семейство 717, но в 2000-е годы продолжала продвигать самолет на рынке. Интересно, что финальный McDonnell Douglas являлся прямым конкурентом Boeing 737-600. В 2005 году принято решение прекратить сборку 717-х. Последний из 155 самолетов передали авиакомпании «Midwest Airlines» 23 мая 2006 года.