Лайнер Falcon

История семейства бизнес-джетов Dassault началась в первой половине 1960-х годов с создания удачного Mystere 20. Феноменальный успех этого самолета проложил дорогу лайнеру Falcon.В 1950-е годы фирма «Avions Marcel Dassault» в содружестве с «Sud Aviation» приступила к концептуальному проектированию легкого двухдвигательного самолета, предназначенного для корпоративных перевозок. В конструкции машины вместимостью восемь  десять пассажиров использовался ряд аэродинамических решений истребителя Mystere IV. В декабре 1961 года лично Марселем Дассо было принято решение о постройке прототипа Mystere 20.



Выкатка прототипа Mystere 20 состоялась 1 апреля 1963 года, первый полет  4 мая. На прототипе временно установили два ТРД Pratt & Whitney JT12A-6 тягой по 14,6 кН, на серийные самолеты планировалось ставить ТРД General Electric CF700 тягой по18 кН. Интерес к эксплуатации самолета в США проявила компани «Pan Ат», образовав совместно с «Marcel Dassault» отделение «Business Jet Sales Division» для маркетинга самолета на Западе.В июле 1963 года имелось твердых заказов на 40 самолетов, и еще 120 машин были заказаны как опцион.

Публично прототип впервые показали на Парижском авиасало не в 1963 году, а 10 июля 1964 года прототип выполнил первый полет со штатными ТРД CF700-2B. Совместная американская и французская сертификация для Mystere 20 была получена 9 июня 1965 года. В конце июня французский летчик-испытатель Жаклин Ори установил на втором серийном самолете мировые рекорды скорости полета в своем классе назамкнутых 1000- и 2000-км маршрутах:859 км/ч и 819 км/ч. ННВВ .В США самолеты отправлялись неокрашенными, без оформления интерьера салона и с частично установленным бортовым оборудованием. Доработка самолетов под требования заказчиков проводилась в сервисных центрах. Самолеты для неамериканских заказчиков полностью собирались и окрашивались на заводе «Dassault» в Бордо или в «Europe Falcon Service», расположенном в Ле-Бурже под Парижем. Наименование Mystere 20 использовалось в основном во Франции, а название Fan Jet Falcon  в США (позже Falcon 20). Первый серийный вариант известен как Falcon 20С, так как на нем стояли ТРД CF700-2C.

В 1968 году начался выпуск Falcon 20D с ТРД CF700-2D, увеличенным запасом топлива и максимальной взлетной массой в 12400 кг. На Falcon 20Е установили ТРД тягой по 19,2 кН и более мощный стартер-генератор, а максимальную взлетную массу увеличили до 12400 кг. Следующим в семействе стал Falcon 20F, выполнивший первый полет летом1969    года. На самолете установили крыло с щелевыми предкрылками по всему размаху и увеличили емкость баков до 5224 л. Поставки Falcon 20F начались в июле1970    года, он стал первым самолетом, сертифицированным по требованиям FAR Part 36 к уровню создаваемого шума. Последний 20F собрали в конце 1983 года.Весной 1976 года фирма «Dassault» анонсировала программу по установке на Falcon 20 ТРДД Garret ATF3-6-2C. Самолет с такими двигателями, Falcon 20G, выиграл конкурс на патрульный самолет для Береговой охраны США.

Falcon 20 использовался не только для перевозки бизнесменов. Эти машины применяли для обучения пилотов гражданских авиалайнеров, калибровки навигационного оборудования аэропортов, аэрофотосъемки, картографирования, обучения операторов РЭБ, а также в качестве санитарных, военно-транспортных и разведчиков.Перевозка грузов стала важной задачей самолета. Первую переделку Falcon 20 в транспортную машину выполнили по заказу компании «Federal Express Corporation». Основатель «FedEx»  Фред Смит — заключил с «Pan Am Business Jet» контракт на разработку транспортного прототипа Falcon 20 Cargojet, выполнившего первый полет 28 марта 1972 года. Конверсия включала замену стандартной двери гидравлически поднимаемым грузовым люком, установку усиленного настила пола с такелажными узлами для крепления контейнера объемом 14 м3. Компания «Federal Express» закупила 33 Falcon Cargojet, составивших ядро парка кампании, выполнявшей полеты в 76 главных аэропортах США. В грузовой вариант можно было переоборудовать любой Falcon 20. После успеха самолета в «Federal Express» началось производство транспортных вариантов в заводских условиях.

Семейство Falcon дважды проходило программу переоснащения двигателей. В мае 1987 года компания «Garrett General Aviation Services» совместно с «Dassault» анонсировала замену штатных GE CF700 на TFE731-5AR. Доработку прошел 731 самолет, машины с двигателями TFE731-5AR обозначались Falcon 20-5. Компания «Volpar Aircraft Corporation» из Ван-Найса, Калифорния, предложила вариант Falcon 2( с ТРДД Pratt & Whitney Canada PW305, оснащенными устройствами реверса тяги. Крейсерская скорость доработанных Volpar Falcon PW300-F20 возросла на 80 км/ч, увеличилась дальность полета.

В июне 1969 года «Avions Marcel Dassault» объявила о разработке небольшого бизнес-джета Mystere 10    MiniFalcon, представлявшего собой уменьшенный Falcon 20 (легче на 30%) с двигателями на 25% меньшей тяги. Самолет был рассчитан на перевозку четырех  восьми пассажиров при экипаже из двух человек. Прототип, переименованный позже в Falcon 10, впервые поднялся в воздух 1 декабря 1970 года с двумя ТРД General Electric CJ610. Испытания прервали для установки крыла с большей стреловидностью; в обновленном виде самолет выполнил первый полет 7 мая 1971 года, а 1 июня на нем установили рекорд скорости FAI в своем классе на замкнутом 1000-км маршруте  926 км/ч.

Первый серийный самолет выполнил первый полет 30 апреля 1973 года, французский сертификат летной годности был получен11    сентября 1973 года, а сертификат FAA  через девять дней; поставки заказчикам начались в ноябре. Последние Falcon 10 собирались на заводе компании AMD в Истре из компонентов, изготовленных «Potez» (фюзеляж), испанской CASA (крыло), итальянской IAM (носовая часть фюзеляжа и оперение) и «Latecoere» (двери, киль и др.). Большинство Falcon 10 купили гражданские заказчики, главным образом, из Северной Америки, но шесть самолетов поставили ВМС Франции как Mystere-Falcon 10MER. Эти самолеты использовали для обучения штурманов и операторов РЛС, калибровки корабельных РЛС и как санитарные.