Лайнер EMBRAER Brasilia

Лайнёр EMBRAER Brasilia с двумя ТВД пользуется популярностью у небольших авиакомпаний Америки. С помощью данной машины компания «EMBRAER» смогла вывести на рынок новое семейство реактивных региональных самолетов и изменить мировой рынок сбыта машин такого класса.Появлению ЕМВ-120 Brasilia предшествовало несколько проектов самолетов вместимостью порядка 30 пассажиров, разработанных компанией «EMBRAER» на основе ЕМВ-110 Bandeirante. Официально программу по созданию нового авиалайнера анонсировали в сентябре 1979 года, но прошло десять лет, прежде чем новая машина сменила в производстве самолет Bandeirante.Первый проект ЕМВ-12Х трансформировался в ЕМВ-121 Xingu, небольшой скоростной двухмоторный самолет для корпоративных перевозок. Компаниям «EMBRAER» предложила 20-местный ЕМВ-120 Araguaia и более компактный самолет ЕМВ-123 Tapajos. Однако большинство коммерческих авиаперевозчиков в основном хотели получить самолет, превосходящий по вместимости существующие 19-местные машины. Поэтому компания приступила к проектированию 30-местной машины  будущего ЕМВ-120 Brasilia.


«EMBRAER» спроектировала машину по схеме низкоплана со стреловидным вертикальным оперением. В конструкции крыла, носков стабилизатора, законцовок, закрылков, фальшкиля, носового и хвостового обтекателей фюзеляжа использованы композиты. Силовая установка включает два ТВД Pratt & Whitney PW115 мощностью по 1500 л. с. (1118 кВт) с четырехлопастными винтами. В двухместной кабине экипажа установлен цифровой приборный комплекс Collins ProLine II, который позже дополнили индикаторами EFIS-86 и MFD-85. Пассажирский салон вмещает 30 человек и одного стюарда. Кресла установлены по три в ряд с шагом 0,787 м.

Прототип ЕМВ-120 (PT-ZBA) выполнил первый полет 27 июля 1983 года. Всего построено три летных прототипа и два прототипа для статических испытаний, кроме того, к программе летных испытаний привлекли один предсерий-ный Brasilia. Самолет ЕМВ-120 с ТВД PW115 сертифицировали в Бразилии 10 мая 1985 года, сертификат FAA был получен 9 июля 1985 года. Первым покупателем нового самолета стала американская авиакомпания «Atlantic Southeast Airlines» (входила в сеть «Delta Connection»). Эксплуатация Brasilia началась в октябре 1985 года. С января 1988 года самолеты стали использоваться для выполнения рейсов в Бразилии на маршруте Рио — Сул. Первые серийные ЕМВ-120 имели максимальную взлетную массу 23810 кг. На EMB-120RT (Reduced Takeoff), совершившем первый полет в 1986 году, установили ТВД PW118 мощностью 1800 л. с., а взлетную массу довели до 25 353 кг, также увеличилась максимальная скорость. 18-местный корпоративный вариант самолета в том же году передали «United Technologies» из США. В конце 1987 года появился вариант, предназначенный для эксплуатации в условиях жаркого климата и гористой местности с ТВД PW118А; массу пустого самолета уменьшили на 390 кг за счет более широкого использования композитных материалов. Первым покупателем стала авиакомпания «Skywest Airlines» из Юты, также член «Delta Connection».

«EMBRAER» инвестировала в разработку варианта EMB-120ER Brasilia Advanced с улучшенными летными данными, увеличенными взлетной массой и дальностью; программу анонсировали в 1992 году. За счет увеличения взлетной массы самолета удалось увеличить массу перевозимого багажа, что было очень важно для рынка США. На Advanced внедрили взаимозаменяемые носки крыла и оперения, новые закрылки, а также изменили состав приборного оборудования, внесли изменения в интерьер салона. Были улучшены система кондиционирования и освещения салона.Первые поставки Brasilia Advanced в «Skywest» начались в мае 1993 года. Помимо чисто пассажирского разработали еще три модификации: полностью грузовой ЕС-120С на основе ER (масса полезной нагрузки 4000 кг); грузопассажирский ЕМВ-120 Combi (19 пассажиров и 1100 кг груза); быстро конвертируемый EMB-120QC (Quick-Change), доработка из пассажирского в грузовой вариант и обратно занимала всего 40 минут.

«EMBRAER» к моменту прекращения в 2001 году серийного выпуска поставила 33 заказчикам из разных стран мира 352 ЕМВ-120. Самолеты 26 авиакомпаний из 14 стран налетали более 3 млн часов. В среднем ежедневный налет на каждый самолет составил 6,87 часов. Примерно 200 Brasilia эксплуатируются до сих пор, больше всего самолетов принадлежит американской авиакомпании «SkyWest Airlines».Когда в начале 1990-х годов «EMBRAER» приняла решение о начале разработки реактивного регионального лайнера, за основу взяли самолет ЕМВ-120. В удачном семействе ЕМВ-145 (ныне ERJ-145) использован удлиненный фюзеляж от лайнера Brasilia в сочетании с новым крылом и измененным хвостовым оперени ем. «EMBRAER» стала одной из немногих фирм, которой удалось трансформировать удачную турбовинтовую машину в не менее удачный самолет с ТРДД.