Компания "Cessna"

Компания «Cessna» является одним из лидеров на рынке самолетов для деловой авиации. Ее семейство бизнес-джетов Citation стало популярным у клиентов по всему миру. В 1976 году «Cessna» приступила к изучению возможности создания бизнес-джета Citation III, который вначале виделся как дальнейшее развитие линейки Citation в сторону увеличения мощности силовой установки и пассажировместимо-сти. Рассматривались различные варианты, включая даже трехдвигательный Model 700, но в конечном итоге самолет, получивший вначале обозначение Model 650, получился радикально новым и не особо напоминающим остальных представителей семейства Citation.



Отличительные особенности Citation III стреловидное крыло с разработанным специалистами НАСА суперкритическим профилем, салон вместимостью 8-11 пассажиров, Т-образное стреловидное хвостовое оперение и турбовентиляторные двигатели Garrett TFE731-3B-100S тягой по 16,24 кН. Новое крыло и экономичные двигатели обеспечили новому биз-нес-джету, прототип которого был облетан в Уичите 30 мая 1980 года, по-настоящему межконтинентальную дальность полета. 30 апреля 1982 года самолет получил сертификат Федеральной авиационной администрации США по разделу FAR Part 25 Transport. Первые три серийных Citation III в течение 1982 года совершали активные демонстрационные турне, поставки машин начались следующей весной — уже в марте 1986 года «Cessna» поставила 100-й Citation III компании «Martin-Marietta Corporation». Выпуск модели продолжался до 1992 года, выпущено 202 машины.

Вариант Citation III с увеличенной дальностью полета, улучшенными взлетно-посадочными характеристиками, салоном увеличенного объема и большим запасом топлива был анонсирован осенью 1989 года под обозначением Model 670 Citation IV. Однако заказчики к нему интереса не проявили, и компания закрыла проект, сосредоточившись на вариантах Model 650 Citation VI и Model 660 Citation VII, анонсированных в 1990 году. Citation VI выпускался на одной производственной линии с Citation III и представлял собой упрощенную и менее дорогую версию, отличавшуюся в основном авионикой и интерьером салона. Первый Citation VI был выкачен из цеха 2 января 1991 года, однако по причине слабых продаж выпуск самолета на 39-й машине был прекращен.Citation VII создавался на базе планера Citation III, но оснащался двигателями Garrett TFE731-4R-2S тягой по 17,8 кН — это улучшило возможности самолета по эксплуатации в жарком климате и в горах. Прототип был облетан в феврале 1991 года, сертификат Федеральной авиационной администрации получен в начале 1992 года. Выпуск Citation VII прекращен в 2000 году, поставлено 119 самолетов.


В августе 1987 года был облетан прототип Model 560 Citation V, N560CC, созданный на базе Citation II и имевший удлиненный на 0,6 м фюзеляж — это позволяло либо увеличить пассажировме-стимость до 12 человек, либо разместить в салоне на 8 человек туалет/санитарную зону. Citation V отличался стабилизатором большего размаха, а также новой про-тивообледенительной системой, использовавшей воздух, отбираемый от двигателей. Самолет оснащался двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney Canada JT15D-5A тягой по 12,9 кН, что позволило довести максимальную взлетную массу до 6804 кг. После программы сертификационных испытаний, рассчитанной на 1029 часов, Citation V 9 декабря 1988 года получил сертификат FAA. До 1994 года было построено 262 самолета.Развитием модели стал вариант Ultra, получивший титул «самого продаваемого бизнес-джета десятилетия». Самолет был включен в серийное производство в 1993 году, первая машина поставлена в июне 1994 года. Впоследствии на базе Ultra был создан вариант Encore, оснащавшийся канадскими двигателями PW535A.

В 1989 году на конференции Национальной ассоциации деловой авиации в Атланте компания «Cessna» анонсировала модель Model 525 Citationjet (CJ) — небольшой, экономичный в эксплуатации бизнес-джет с прямым крылом. Прототип, N525CJ, был облетан 29 апреля 1990 года, пред-серийный самолет последовал за ним 20 ноября 1991 года, а поставки были начаты в 1993 году — до 1998 года «Cessna» поставила более 300 машин. В стремлении усовершенствовать С) специалисты «Cessna» составили список того, что необходимо было оставить с базовой модели, и список потенциальных доработок и усовершенствований, которые необходимо было осуществить. Среди первых оказалисьпростота конструкции, высокая эксплуатационная экономичность, неприхотливость в техобслуживании и «сбалансированные характеристики». Во второй части списка оказались более высокая крейсерская скорость, салон большего объема и большая дальность полета.Главным внешним отличием CJ2 стало Т-образное хвостовое оперение, хотя в целом самолет получился во многом совершенно новым, отличным от предшественника, хотя и оснащенным теми же двигателями Williams-Rolls FJ44-2C.