Китайский транспортник Shaanxi Y-8

Запущенный в серийное производство в 1981 году, Y-8, вариант советского Ан-12, стал очень популярным в Китае гражданским и военным транспортным самолетом. Для ВВС и ВМС КНР разработано немало специализированных вариантов данного самолета.В 1960-е годы Китай закупил в СССР несколько самолетов Ан-12 и лицензию на их производство. Однако китайско-советские отношения осложнились, и до освоения производства самолета с помощью специалистов из СССР дело не дошло. В 1968 году в 603-м авиа-ционно-конструкторском институте в Ксиане начались работы по копированию Ан-12.Сборка прототипа в Ксиане началась в 1968 году, от Ан-12 он отличался более длинной носовой частью фюзеляжа, очень похожей на носовую часть бомбардировщика XianH-6 (Ту-16). Силовая установка состояла из четырех ТВД Zhuzhou WJ-6, являвшихся копией ТВД АИ-20, которые стояли на Ан-12.


Первый прототип поднялся в воздух 25 декабря 1974 года. Вскоре проектирование и производство перенесли в Ханьчжонь на авиационный завод «Shaanxi». Здесь 20 декабря 1975 года первый полет выполнил второй прототип. Сертификат летной годности Y-8 получил в феврале 1980 года. Всего построено более 100 самолетов Y-8.Базовым вариантом Y-8 является тактический транспортный самолет с герметизированной кабиной экипажа и негерметичной грузовой кабиной. В конце 1980-х годов компания «Lockheed» оказала «Shaanxi» помощь в разработке варианта Y-8C с герметичной грузовой кабиной, на котором также была установлена рампа вместо ис ходного двухстворчатого грузового люка. В 1985 году началась эксплуатация Y-8A, предназначенногс для перевозки вертолетов Sikorsky S-70 Black Hawk, имевшихся в китайской армии.

Наряду с военными вариантами включая Y-8D с западной авионикой, были созданы и гражданские
модификации. Совершенствование планера привело к появлению нескольких новых версий, в том числе Y-8F400 с непрозрачной носовой частью фюзеляжа, а кульминацией развития стал Y-8F600, послуживший основой для последних специализированных вариантов.Создание полностью герметичной модификации сделало Y-8 идеальной платформой для многочисленных вариантов РЭБ. Подобно С-130 Hercules и Ан-12, на базе Y-8 разработаны самолеты постановки помех, ретрансляторы, воздушные командные пункты, радиоразведчики. Большинство таких вариантов известно под общим наименованием «Gaxin». Y-8 используются как поисково-спасательные самолеты, а также для перевозки животных, отработки дозаправки в воздухе, ведения психологической войны и в качестве носителей БЛА.


Известны две особые линии развития Y-8  морские патрульные самолеты и самолеты ДРЛОиУ. Серийно строилось несколько вариантов патрульной машины, включая Y-8J с РЛС Skymaster, способной выдавать целеуказание ПКР. На патрульном Y-8X установлена поисковая РЛС Litton APS-504. Новый Y-8Q спроектирован на основе Y-8F600 и оснащен магнитометром.Y-8 ДРЛОиУ выпускался в двух основных модификациях. Один вариант имел традиционный обтекатель РЛС и поставлялся Пакистану. Второй вариант отличается РЛС с АФАР, смонтированной над фюзеляжем под каноэобразным обтекателем, и состоит на вооружении в Китае.Транспортные Y-8 в небольших количествах поставлялись на экспорт в Мьянму, Шри-Ланку, Судан и Танзанию. Y-8 ВВС Шри-Ланки использовались как бомбардировщики в войне с повстанческим движением «Тигры освобождения Тамил-Илама», два самолета были сбиты.