Китайский региональный самолет ARJ21

Программа создания китайского ARJ21 реализуется медленно, но ожидается, что вскоре самолет получит китайский сертификат летной годности. ARJ21 предназначен для эксплуатации на внутренних воздушных линиях и предлагается на экспорт. Бурный рост экономики Китая привел к резкому увеличению пассажиропотока на внутренних линиях небольшой и средней протяженности. Китай планирует в ближайшие десять лет инвестировать огромные суммы в строительство новых аэропортов, в основном в малых и средних городах. Параллельно Китай ведет разработку собственных ближне-среднемагистральных авиалайнеров с двумя ТРДД.


Первым таким самолетом стал ARJ21 (Advanced Regional Jet for the 21st Century). Самолет также известен как Xiang Feng (Парящий Феникс).Самолет весьма похож на McDonnell Douglas Corporation (MDC)/Boeing MD90, но разработчик описывает его как «новый региональный пассажирский самолет с двумя ТРДД, все интеллектуальные права на который принадлежат исключительно Китаю». Компания СОМАС («Commercial Aircraft Corporation of China») также ответственна за разработку авиалайнера С919, первой абсолютно китайской конструкции.В 1990-е годы компания MDC передала Китаю технологическую линию по выпуску MD90 в расчете на выпуск таких самолетов для китайского рынка. Реально в Китае на «Shanghai Aircraft» собрали всего два MD90 Trunkliner. В 1996 году MDC поставила MD90 американской постройки авиакомпании «China Northern Airlines».ARJ21 построен с использованием производственной оснастки от MD90 и имеет такие же сечение фюзеляжа, профили носовой части и хвостового оперения. Однако самолет получил совершенно новое крыло, разработанное украинскими специалистами ОКБ им. О. К. Антонова. В самолете использованы компоненты, поставленные 19 крупными фирмами из Европы и США. «General Electric», в частности, поставила ТРДД CF34-10A, вариант двигателя CF34-10E от EMBRAERERJ190.Самолет предназначен в основном для полетов из крупных аэропортов в более мелкие близлежащие аэропорты, но может использоваться и на линиях, связывающих между собой региональные центры.Стандартный вариант имеет дальность полета 2224 км, вариант повышенной дальности  3706 км.

Работы по ARJ21 стартовали в марте 2002 года под эгидой госком-пании АСАС («AVICI Commercial Aircraft Company»). Работы сильно затянулись, выкатка первого прототипа (серийный 101) состоялась лишь 21 декабря 2007 года.В 2009 году консорциум АСАС реорганизовали, и программа перешла под контроль корпорации СОМАС.Из-за проблем технического порядка первый полет несколько раз откладывался и состоялся только 28 ноября 2008 года на аэродроме в Шанхае. С тех пор к первому прототипу присоединилось еще три -опытных самолета и две машины, предназначенные для статических испытаний. Четвертый прототип поднялся в воздух в ноябре 2010 года. К марту 2013 года четыре прототипа налетали более 2800 часов.

В сентябре 2003 года три компании разместили заказы на 35 ARJ21, а к настоящему времени заказано 309 самолетов (включая опционы). Самолет намерены закупать в основном китайские авиакомпании и лизинговые компании. Внутренние потребности Китая в авиалайнерах растут ежегодно, поэтому спрос на ARJ21 будет расти. Воздушными линиями связаны между собой 170 городов Китая  это вторая в мире по величине авиационная сеть, а Китай  второй в мире по объему рынок сбыта гражданских самолетов.Базовый вариант ARJ21-700 дополнит удлиненный ARJ21-900 вместимостью 95-105 пассажиров, грузовой ARJ21F и вариант бизнес-класса ARJ21B на 20 пассажиров. В сравнении с другими странами китайская авиапромышленность находится на ранней стадии развития, ей свойственно затягивание реализации технологически сложных программ. Начало эксплуатации ARJ21 переносилось уже неоднократно из-за сложностей с силовой установкой и проблемами сертификации самолета. Проблемными узлами являются крыло и шасси ARJ21. Однако, несмотря на медленный прогресс, СОМАС продолжает работы по программе и прилагает огромные усилия, чтобы сертифицировать самолет. СОМАС рассчитывала сертифицировать ARJ21 по нормам Гражданской авиационной администрации Китая (СААС) в первой половине 2013 года. Начало поставок компании «Chengdu Airlines» намечено на 2014 год.В расчете на экспорт ARJ21 планируется сертифицировать по американским нормам FAA FAR Part 25