Канадский самолет Dash 7

Канадский Dash 7 занял достойное место в истории авиации. Благодаря уникальным летным данным и низкой шумности эксплуатация самолетов такого типа продолжалась и в 2013 году.Вначале 1978 года компания «Rocky Mountain Airways» из Денвера, Колорадо, стала первым в мире эксплуатантом самолетов Dash 7, которые начали выполнять полеты на местные горнолыжные курорты. Два Dash 7 также получила «Greenlandair» и использовала их как дополнение к Twin Otter. Эта компания эксплуатировала самолеты в экстремальных зимних условиях с очень плохих площадок, покрытых снегом и льдом. Эти Dash 7 связали Годтха-аб, основную базу «Greenlandair», с аэропортами Сондре Стромфьорд и Нарсарссуак, а также выполняли полеты между Сондре Стромфьор-дом и Кулусуком.

Большинство этих аэропортов окружено горами, поэтому способность Dash 7 выполнять посадку по крутой глиссаде пришлась очень кстати. Фактически, основу парка «Greenlandair» до поступления Dash 7 составляли вертолеты Sikorsky S-61, являвшиеся единственными летательными аппаратами, способными работать в таких условиях. Dash 7 из «Greenlandair» также обеспечивали поддержку ВВС США, расположенным на базе Тула, Гренландия.Несколько региональных авиакомпаний, закупивших Dash 7, работали по концепции «Separate Access Landing System», в которую самолет отлично вписывался. Концепция заключалась в использовании коротких взлетно-посадочных полос (ВПП) или участков длинных ВПП, в последнем случае взлет и посадка DHC-7 не мешали трафику обычных авиалайнеров. По такой концепции успешно работали авиакомпании «Ransome Airlines» в Нью-Йорке и Вашингтоне и «Golden West Airways» в Сан-Франциско. В Европе этот опыт переняла авиакомпания «Maersk Air» в Копенгагене.В Канаде Dash 7 перевозили пассажиров в аэропорты Торонто и Монреаля. «City Express Airlines» располагала четырьмя Dash 7, которые летали из этих двух городов в Оттаву с очень высокой частотой.

В Великобритании основным оператором Dash 7 стала авиакомпания «Brymon Airways», купившая в дополнение к большому количеству самолетов Twin Otter пять Dash 7. Специально под Dash 7 компания «Вгутоп» и ОКБ Джона Моулема спроектировали аэропорт (STOLport) в доках Лондона. Одобрение на постройку ВПП длиной 792 м было получено в мае 1985 года. Разрешение на постройку аэропорта удалось получить только благодаря выдающимся характеристикам и низкой шумности самолета Dash 7. Из этого аэропорта выполнялись полеты в Брюссель, Амстердам, Роттердам, Франкфурт и Париж, значительно сократив общее время путешествия в эти города из Лондона.В середине 1980-х годов «de Havilland Canada» большие надежды возлагала на удлиненный вариант Series 300. Проект начали рекламировать в 1982 году, рынок проявил заинтересованность в новой модели, но приоритетным стал двухдвигательный турбовинтовой DHC-8 Dash 8 без возможностей короткого взлета и посадки (КВП). После того как компанию DHC купила «Boeing», все работы по Dash 7 были свернуты, основным изделием фирмы стал самолет Dash 8.

Первым военным оператором Dash 7 стали вооруженные силы Канады, нуждавшиеся в комфортабельной машине для пассажирских перевозок по Европе. В армии Канады самолет получил обозначение СС-132. Эти самолеты состояли на вооружении 412-й эскадрильи из Лара, ФРГ. Одну машину оборудовали задним салоном для 22 пассажиров, кухней и передним салоном для 10 VIP-пассажиров.Второй СС-132 построили по стандарту Series 101 с грузовой дверью, самолет еженедельно летал из Лара в Гэтвик, доставляя пассажиров к трансатлантическому рейсу Boeing 707 ВВС Канады. На обратном пути Dash 7 доставлял людей в Шьевре и Маастрихт, после чего возвращался в Лахр. Позже этот Dash 7 заменили на Dash 8.Один новый Dash 7 в 1982 году закупили ВМС Венесуэлы, к настоящему времени он снят с вооружения. Больше всего Dash 7 поступило в Армию США, использовавшую не менее восьми машин по программе «Airborne Reconnaissance Low-Multimission» (ARL-M). После доработки «California Microwave and ESL Inc» Dash 7 получили возможность вести радиотехническую разведку. Самолеты обозначались RC-7B, в 2004 году их обозначение изменили на ЕО-5С.По два самолета летали в авиакомпаниях «Transport Canada» и «British Antarctic Survey». Последняя занималась патрулированием и ледовой разведкой, обеспечивая британские исследования в Антарктике. Самолеты регулярно летали в Антарктику с Фолклендских островов и из Чили.Производство Dash 7 прекратили в 1988 году после постройки 114 самолетов (включая прототипы). В 2013 году эксплуатировалось порядка 50 Dash 7.