Грузовые авиаперевозки

Грузовые авиаперевозки менее заметны, но сегодня они стали неотъемлемой частью международной торговли, имеющей годовой оборот в миллиарды долларов.Многие эксперты считают, что отправной точкой крупномасштабных грузовых авиаперевозок невоенного назначения является 1948 год, когда был организован Берлинский воздушный мост  снабжение по воздуху жителей Западного Берлина во время блокады со стороны СССР. В частности, именно тогда завоевала популярность «The Flying Tigers Line»  американская авиакомпания, перевозившая по воздуху грузы почти в любую точку мира.Вплоть до 1960-х годов грузовые авиаперевозки осуществлялись преимущественно на переоборудованных списанных поршневых военных машинах или же на переделанных пассажирских авиалайнерах.


Все изменилось с появлением самолетов Boeing 707 и Douglas DC-8, благодаря которым авиакомпании получили возможность перевозить по воздуху за раз до 40 т груза, причем более оперативно и на большую дальность. В 1970 году в эксплуатацию поступил новый реактивный авиалайнер Boeing 747, грузовая модификация которого могла поднимать в воздух до 100 т груза в грузовом отсеке с полезным объемом 585 м’. Со времени поставки в 1975 году первого грузового Boeing 747 компании «Seaboard World» индустрия грузовых авиаперевозок совершила стремительный рывок как в количественном отношении, так и в качестве предоставляемых услуг.В начале 1980-х годов в грузовых авиаперевозках наметилось разделение на три основных направления деятельности: перевозка общих грузов или грузов общего назначения (general cargo) комплексная перевозка грузов (integrated express operator) и перевозка негабаритных грузов (large volume).В первом случае речь идет о перевозке грузов общего назначения массой от 20 кг до 10000 кг, которые могут быть размещены в «нижних» грузовых отсеках широкофюзеляжных воздушных «грузовиков» (или грузовых/багажных отсеках обычных авиалай неров), либо же о грузах массой до 15000 кг, которые могут быть размещены в основных грузовых отсеках менее крупных грузовых авиалайнеров.

В свою очередь комплексная перевозка грузов осуществляется специальными компаниями, такими как FedEx («Federal Express»), UPS («United Parcel Service»), DHL и TNT. Характер перевозимых ими грузов весьма разнообразен — от заказных писем до срочных грузов массой до 10 т. Стандартным весом груза, который занимает один кубический метр пространства грузового отсека авиалайнера принято считать 167 кг. Если груз занимает указанный объем, но весит менее 167 кг, он автоматически считается объемным грузом (volumetric shipment). После распада СССР на мировой рынок вышли сотни грузовых самолетов советского производства, операторы которых предлагали услуги по перевозке различных грузов по существенно меньшим ценам, чем на Западе. Важной отличительной чертой этих машин было наличие грузовой рампы в хвостовой части фюзеляжа, что упрощало погрузку/выгрузку и расширяло номенклатуру перевозимых грузов.Особенно высокий спрос возник на уникальные транспортные самолеты, которые могли обеспечить перевозку крупногабаритных и нестандартных грузов. Это Ан-124 «Руслан», способный перевозить 120-150 т груза, и уникальный самолет Ан-225 «Мрия» с грузоподъемностью до 250 т.Впрочем, самым активным воздушным «грузовиком» все же остается Boeing 747, который сегодня перевозит почти половину всех авиагрузов. В конце 2011 года компания «Cargolux» получила первый «грузовик» уже третьего поколения  Boeing 747-8F.