Гражданское применение Ми-8/-17



Вертолеты Ми-8 и Ми-17 массово эксплуатируются по всему миру как пассажирскими, так и грузовыми авиакомпаниями.
Хотя большая часть из 12000 построенных Ми-8 и Ми-17 предназначалась для военного применения, значительное количество вертолетов используется и в мирных целях, особенно российскими авиакомпаниями. «Аэрофлот» получил в эксплуатацию небольшое количество Ми-6 и Ми-26, а также Ми-10 и Ка-32, однако основу вертолетного парка компании всегда составляли Ми-8 и Ми-17.



Первый полет прототипа Ми-8 (с одним ТВаД АИ-24 и четырехлопастным деревянным несущим винтом) состоялся в первой половине 1961 года, машина предназначалась для замены вертолета Ми-4. Прототип В-8 был окрашен в цвета «Аэрофлота» и имел характерные для пассажирской машины прямоугольные иллюминаторы, а колеса шасси были закрыты обтекателями. Вскоре выяснилось, что в наибольшей степени потенциал вертолета можно реализовать, используя силовую установку из двух ТВаД. Прототип В-8А с двумя двигателями был окрашен, как В-8. Далее последовали прототип пассажирской машины  В-8АП (в серии Ми-8П), и военной  В-8АТ (Ми-8Т). Прямоугольные и круглые иллюминаторы встречались и на пассажирских, и на военных вертолетах, выпускающихся серийно, а Ми-8Т широко применялись в народном хозяйстве. Ми-8С предназначался для гражданских и военных VIP-перево-зок, а Ми-8ПС и Ми-8АПС также применялись для VVIP-перевозок, одна такая машина использовалась для перевозки президента РФ.

Вариант вертолета с ТВаД ТВЗ-117 иногда обозначают Ми-17. Прототип Ми-17 (военное обозначение Ми-8МТ) имел окраску «Аэрофлота» и регистрацию  «СССР-22367». Небольшое количество Ми-17 построили с прямоугольными иллюминаторами, как у Ми-8П и Ми-8С, в основном эти машины эксплуатировались «на гражданке». Выпускались варианты вертолета-крана с кабиной оператора, установленной вместо задних дверей, а также летающий госпиталь Ми-17-1ВА . Вертолеты семейства Ми-8 эксплуатируются абсолютно во всех уголках Земного шара, хотя большая их часть летает в странах, так или иначе связанных с СССР и Россией. Вертолет до сих пор востребован на мировом рынке, несмотря на жесткую конкуренцию с вертолетами западного производства. Некоторые эксперты полагают, что Ми-8 пользуется большим спросом за счет дешевизны его эксплуатации. «Восьмерки» успешно эксплуатируются в качестве транспортных, пассажирских и VIP-машин в таких странах, как США, ЮАР и Япония. Авиакомпания «Malta Air Charter» использовала Ми-8 с начала 1990-х годов по 2004 год,вертолет перевозил туристов с материка на остров и обратно.

Распад СССР и глобальные экономические изменения негативно отразились на ОКБ им. М. Л. Миля и заводах-производителях вертолетов марки «Ми». В новых условиях производители поставляют вертолеты заказчикам напрямую, минуя посредников, а также вовлечены в разработку и маркетинг новых моделей, таких как Ми-38. Казанский вертолетный завод и завод в Улан-Удэ, выпускающие Ми-17, зачастую конкурируют друг с другом. В настоящее время серийное производство новых моделей Ми-8/-17 продолжается.