Гражданский самолет Saab 2000 Concordino

Производством гражданских самолетов компания «Saab» занялась относительно недавно. После 16 лет вполне успешной работы на рынке региональных самолетов продажи стали снижаться. Большие надежды фирма возлагала на революционный турбовинтовой Saab 2000, который должен принять эстафету у меньшего по размерам, менее скоростного, но очень удачного Saab 340. Отказ «Saab» в 1998 году от постройки турбовинтовых самолетов стал нелегким решением для фирмы, много усилий приложившей к переделу рынка региональных самолетов с ТВД. Однако такое решение стало неизбежным, так как конкуренция в этом сегменте была жесточайшей: подобные самолеты строили 11 фирм, и в долгосрочной перспективе «Saab» имела весьма призрачные шансы на успех.

На развитии линии Saab 340 крест был поставлен еще в 1980-е годы, но в 1990-е годы производ1 ство этих самолетов снова возобновили, хотя строили их мало и медленно. Альтернативой виделся Saab 2000 вместимостью 50 пассажиров, сопоставимый по скорости с турбореактивными лайнерами, но гораздо более экономичный.Как и самолет Saab 340, концептуально Saab 2000 формировался под влиянием Морица Шутера из авиакомпании «Crossair», которая стала первым заказчиком нового лайнера в декабре 1988 года, на самом начальном этапе проектирования.Saab 2000 выглядит как удлиненный Saab 340, однако имеет множество важных конструктивных отличий. Сечение фюзеляжа такое же, как у Saab 340, но фюзеляж на 7,55 м длиннее (27,28 м). На креслах, установленных по три в ряд, может разместиться до 58 пассажиров, хотя стандартная пассажировместимость составляет 50 человек.В кабине летчиков установлен приборный комплект Collins Pro Line на основе шести индикаторов. Одной из главных задач конструкторов являлось радикальное снижение шума в салоне. По этой причине выбрали два ТВД Allison GMA 2100 (ныне Rolls-Royce АЕ2100) тягой по 4152 л. с., оснащенные шестилопастными винтами Dowty R381 с серповидными лопастями и низкой частотой вращения. Двигатели разместили на крыле на большем, чем обычно, расстоянии от фюзеляжа. Компания «Saab» разработала активную систему шумоподавления, основанную на генерации колебаний, противоположных по амплитуде вибрационным колебаниям конструкции. Выпуск новой машины «Saab» планировала вести в кооперации с другими фирмами. Так, испанская CASA отвечала за изготовление крыла, финская «Valmet»  за хвостовое оперение, «Hispano-Suiza» поставляла гондолы двигателей, а «Westland Engineering» собирала хвостовую часть фюзеляжа. Резку металла для постройки первого прототипа начали на заводе в Линкепинге 26 марта 1992 года.

В летных испытаниях задействовали четыре опытные машины. Все расчетные показатели были подтверждены или превышены.Ha Saab 2000 установили новый рекорд скороподъемности  высота 9000 м была набрана за 8 мин 8 с; побит был рекорд, установленный на Е-2 Hawkeye. Максимальная скорость составила 665 км/ч, непревышаемая скорость на пикировании  794 км/ч.Европейский сертификат летной годности Saab 2000 получил 31 марта 1994 года после разрешения проблемы неустойчивости по тангажу при полете с большой скоростью  изменили конструкцию стабилизатора. Сертификат FAA получен 29 апреля 1994 года. Поставки авиакомпании «Crossair» начались 30 сентября 1994 года, а 17 марта 1995 года первый самолет получила «Deutsche ВА». Другими заказчиками стали «Air Marshall Islands», «Regional Air», «Med Airlines» и SAS. Компания «Saab» предложила использовать самолет в качестве платформы для размещения РЛС Ericsson Erieye; в ВВС Швеции такие РЛС были установлены на Saab 340. Продувки Saab 2000 с РЛС в аэродинамических трубах выполнили, но ни один самолет с РЛС Erieye в эксплуатацию не поступил. Однако наработки были использованы для совершенствования самолета ДРЛОиУ на базе Saab 340 (обозначение в ВВС Швеции S 199В Argus), хвостовую часть фюзеляжа которого заменили хвостовой частью с ВСУ от Saab 2000.На первых порах эксплуатация гражданских Saab 2000 выявила ряд дефектов, которые, однако, по количеству и сложности несравнимы с «детскими болезнями» реактивных авиалайнеров. Тем не менее пока «Saab» устраняла дефекты, рынок региональных лайнеров буквально взорвали компании EMBRAER и «Bombardier», не оставив конкурентам никаких шансов.

Построено 63 Saab 2000, хотя на заводе в Линкепинге остался недостроенный 64-й самолет, предназначенный для Морских сил самообороны Японии. Крупнейшим эксплуатантом Saab 2000 стала «Crossair», закупившая 34 самолета (включая последний серийный постройки 1999 года). Авиакомпанию самолет вполне устраивал, а за свои отменные характеристики получил в ней прозвище «Concordino» (региональные реактивные Avro этой компании именовались «Jum-bolino»). Хотя «Saab» отказалась от выпуска самолетов ТВД, она выделяет средства на поддержку эксплуатации ранее построенных самолетов. Так «Saab Aerospace» основала «Saab Aircraft Leasing» (SAL), работающую по всему миру. «Saab» получила несколько предложений продать линию по производству 2000, но все они были отклонены.В 2013 году пригодными к полетам считались примерно 50 Saab 2000, которые эксплуатируются главным образом региональными компаниями в Европе (Молдавия, Румыния, Россия, Швеция, Швейцария и Великобритания).