Голландский лайнер Fokker F27 Friendship

F27, поднявшийся в воздух в 1955 году, превзошел все ожидания компании «Fokker» в отношении продаж. Самолет стал одним из самых успешных двухмоторных турбовинтовых авиалайнеров в мире и послужил основой для создания Fokker 50.Перед Второй мировой войной голландская «Fokker» спроектировала и вывела на рынок 36-местный гражданский лайнер F24, имевший высокорасположенное крыло, добротную конструкцию и скорость 483 км/ч. После окончания войны компания решила разработать самолет сравнимый с легендарным DC-3.



Испытывая недостаток средств, руководство «Fokker» отправило своих инженеров в компании «Boeing» и «Canadair» для подтверждения концепции новой машины, для которой «Fokker» выбрала турбовинтовую силовую установку, позволявшую сэкономить на массе, повысив надежность.В августе 1950 года «Fokker» приступила к работе по проекту  Р.275. Отличительными особенностями самолета стали крыло с большим относительным удлинением, салон на 32 места, а также очень хорошие эксплуатационные характеристики на режиме крейсерского полета. Понимая, что авиаперевозчикам потребуется экономичный по топливу самолет, конструкторы сначала остановились на двигателе Armstrong Siddeley Mamba, но затем все же выбрали Rolls-Royce Dart, который к тому времени был выбран для Vickers Viscount.


К простому и надежному двигателю Dart разработчики выбрали четырехлопастные винты Rotol диаметром 3,51 м. К 1952 году в салоне Р.275 появились два дополнительных ряда кресел. Авиалайнер получил обозначение F27, в процессе постройки активно применялись стеклопластик (для ненагруженных элементов конструкции) и клееные конструкции с использованием клея «Redux». Кабина лайнера была герметизирована, разработчики применили также иллюминаторы овальной формы в стиле Viscount.В программе приняли активное участие британские компании. «Dowty» поставила шасси, для которых компания «Dunlop»поставляла колеса и собственно пневматики, пневматические тормоза и системы уборки/выпуска и управления шасси. Систему кондиционирования салона воздухом, отбираемым от двигателя, поставила «Roots». Ее теплообменники располагались в хвостовой части фюзеляжа. После получения одобрения от голландского правительства и выделения средств в 1953 году было принято решение приступить к постройке двух прототипов, плюс планеров для статических и усталостных испытаний.

В 1954 году поступило несколько запросов от ряда авиакомпаний, но ни одного твердого заказа. Однако голландское правительство продолжало поддерживать проект, а в то же время «Handley Page» приступила к работам по конкурирующему четырехмоторному самолету Herald.Поршневой конкурент появился в 1955 году, в то же время «Fokker» вела переговоры с «Fairchild» по вопросу организации лицензионного производства своего самолета в Мэриленде. Соглашение было подписано 26 апреля 1956 года.Первый прототип F27, PH-NIV, приступил к летным испытаниям 24 ноября 1955 года, но на втором самолете были установлены более мощные двигатели Dart 511, а фюзеляж удлинили на 0,91 м. По результатам первых испытаний было решено установить на самолет обычные однощелевые закрылки. Успех, сопутствовавший лайнеру Viscount, повысил доверие заказчиков к самолету «Fokker», оснащенному теми же двигателями.Австралийская «Trans Australia Airlines» предложила «Fokker» усилить крыло F27 и увеличить вместимость салона на четыре места, а 9 марта 1956 года она заказала шесть самолетов. До нее заказы на самолет разместили компании «Аег Lingus» и «Braathens».

Компания «Fairchild» продвигала самолет в США под обозначением F-27, заказы вскоре были получены от компаний «West Coast», «Bonanza» и «Piedmont». В следующие два года продажи стабильно увеличивались, но в 1958 году было продано только 24 самолета: «Fokker» получила заказы на восемь лайнеров, a «Fairchild»  на 16 машин. После получения сертификата Федеральной авиационной администрации, соответствующего новым правилам в отношении турбовинтовых самолетов, F27 был облетан 23 марта 1958 года.28 сентября 1958 года «West ' Coast» выполнила на новой машине первый коммерческий рейс, а в ноябре «Аег Lingus» получила свои первые два F27, названные «St Fintan» и «St Fergal». В 1959 году заказы вновь пошли в рост, поэтому вскоре пришлось реорганизовать производственную цепочку. Почти весь фюзеляж теперь выпускался «Dassault-Breguet» в Биаррице, отъемные части крыла  SABCA в Бельгии, а закрылки, элероны и киль  немецкой МВВ.Производство в США было прекращено в июле 1973 года, всего было собрано 173 самолета. После слияния в 1964 году «Fairchild» и «Hiller» в производство поступила удлиненная 52-местная модификация FH-227.

Ряд авиакомпаний, которым требовался лайнер с большей дальностью полета, убедили «Fokker» разработать модификацию Friendship 200, оснащенную двигателямиDart 528 и имевшую больший запас топлива. Вскоре на него установили двигатели Dart 532-7 мощностью 2280 л. с., а затем  двигатели 536-7R. С начала 1980-х годов самолеты поставлялись с оборудованием для снижения шума двигателей. Знаменитый двигатель Rolls-Royce Dart был выпуще] в количестве более 7200 штук и наработал на крыле более 110 млн летных часов, но уже серьезно устарел.

В течение 1970-х годов «Rolls-Royce» намеревалась вывести на рынок новый вариант двигателя, но данным планам не суждено было осуществиться. В результате самолеты F27 остались без новых, более экономичных двигателей и стали существенно уступать свои! конкурентам на рынке турбовинтовых машин. К 1980-м годам рынок постепенно завоевали турбовинтовые самолеты с двигателя ми «Pratt & Whitney» или «General Electric».В качестве временной меры «Rolls-Royce» приступила к выпуску двигателя Dart 551, имевшего на 10% лучшую топливную экономичность, и предлагала модернизировать более ранние лайнеры под новый двигатель.К 1980-м годам продажи F27 существенно упали. Казалось, что компании придется отказаться от Friendship, однако в это время к машинам такого класса возник интерес со стороны мелких местных авиакомпаний. Компании пришлось продолжить линейку  начались работы над проектом Р.335, который в 1985 году материализовался в виде авиалайнера Fokker 50.