Гигантские самолеты Туполева

В 1920-1930-е годы в ОКБ А. Н. Туполева было спроектировано и построено несколько гигантов, вошедших в число самых больших самолетов в мире. Некоторые из этих гигантов являлись экспериментальными, предназначенными для попыток установления различных авиационных рекордов и для пропагандистских полетов, однако другие, транспортные и бомбардировщики, строились серийно.


Экспериментальный сверхтяжелый бомбардировщик АНТ-1 б, или ТБ-4, выполнил первый полет 3 июля 1933 года. На самолете стояло шесть моторов М-34 мощностью по 830 л.с. два из которых были установлены тандемом над фюзеляжем. Вооружение включало две 20-мм пушки и десять пулеметов, максимальная бомбовая нагрузка 10 000 кг. Максимальная скорость ТБ-4 составляла 200 км/ч. Летные данные самолета были неудовлетворительными, поэтому тема развития не получила.Огромный пассажирский моноплан АНТ-20 «Максим Горький» спроектировали и построили как флагман агитэскадрильи «Максим Горький», сформированной к 40-летию творческой деятельности писателя Максима Горького. Самолет строился на добровольные пожертвования населения СССР (было собрано примерно шесть миллионов рублей). Проектирование и постройку машины выполнили в очень сжатые сроки.АНТ-20 проектировался на основе АНТ-16, но был больше своего предшественника. На момент постройки АНТ-20 являлся самым большим самолетом в мире. В отличие от многих самолетов-гигантов «Максим Горький» полностью соответствовал предназначению и очень неплохо летал. Первый полет АНТ-20 выполнил в Москве 17 июня 1934 года под управлением экипажа во главе с М. М. Громовым.

18 августа того же года самолет передали агитэскад-рилье «Максим Горький».Силовая установка состояла из восьми моторов АМ-34ФРН мощностью по 900 л. с.; шесть двигателей установили в крыле и два над фюзеляжем. Размах крыла составлял 63,00 м, максимальная взлетная масса 42 000 кг, максимальная скорость 245 км/ч.«Максим Горький» разбился на публичном показе 1935 года  в него врезался истребитель, который попытался описать петлю Нестерова вокруг крыла АНТ-20. Катастрофа поставила крест на планах постройки еще 1 б гигантов, изготовили только один АНТ-20бис, известный также как ПС-124 и Л-760 (по гражданской регистрации). Первый полет АНТ-20бис выполнил в конце 1929 года.От первого АНТ-20 вариант «бис» отличался новыми крылом, фюзеляжем и хвостовым оперением. Силовая установка состояла из шести моторов АМ-34ФРНВ мощностью по 1200 л.с.,установленных в крыле. Карьера АНТ-20бис завершилась после аварийной посадки 14 декабря 1942 года.АНТ-22, или МК-1, с шестью моторами М-34Р мощностью по 830 л.с. представлял собой летающую лодку с большой дальностью полета, предназначенную для использования в качестве бомбардировщика и разведчика. Двухкорпусная конструкция лодки делали ее похожей на S.55. Первый полет АНТ-22 выполнил 8 августа 1934 года, в декабре 1936 года на нем установили несколько мировых рекордов грузоподъемности. В серию МК-1 не передавался.Вооружение МК-1 состояло из восьми 7,62-мм пулеметов ШКАС и одной 20-мм пушки, бомбовая нагрузка  6000 кг. Размах крыла составлял 51 м, максимальная скорость  223 км/ч.Разработку тяжелого бомбардировщика АНТ-26 прекратили в 1936 году до начала постройки прототипа.