Французский турбореактивный авиалайнер Sud-Est S.E.210 Caravelle

Первый французский турбореактивный авиалайнер Caravelle стал и первым в мире турбореактивным региональным авиалайнером. Уникальным отличием этого самолета являлось расположение двигателей по бортам хвостовой части фюзеляжа.Министерство гражданской авиации Франции в ноябре 1951 года выпустило техническое задание на разработку турбореактивного авиалайнера,способного на мировом рынке конкурировать с самолетами Великобритании и США. Запрос предложений разослали шести авиационным фирмам Франции. Лучшим был признан проект компании «Sud-Est». В январе 1953 года министерство авиации санкционировало постройку двух прототипов. На прототипы установили ТРД Rolls-Royce Avon RA.26 тягой по 4536 кг.

Первый прототип поднялся в воздух 27 мая 1955 года. Необычная установка двигателей в хвостовой части фюзеляжа позволила сделать крыло аэродинамически чистым, не возникала интерференция потока между гондолами двигателей и крылом. Кроме того, такое расположение двигателей позволило снизить уровень шума в кабине.В исходном варианте самолет Caravelle предназначался для перевозки 52 пассажиров. Однако фюзеляж первого серийного варианта Caravelle I удлинили на 1,41 м, тем самым увеличив пассажировмести-мость в стандартной конфигурации до 64 человек.Элероны низкорасположенного крыла умеренной стреловидности управлялись гидроприводами. Механизация крыла включала закрылки Фаулера и установленные перед закрылками на верхней и нижней поверхностях крыла тормозные щитки. Горизонтальное оперение располагалось на киле, вне зоны выхлопной струи двигателей. Шасси состоит из двухколесной носовой опоры и основных опор с четырехколесными тележками.Силовая установка Caravelle I (построено 19) включает два ТРД Avon RA.29 Mk 522 тягой по 46,70 кН. На Caravelle IA (13) устанавливались двигатели RA.29/1 Mk 526.

Далее построили 78 единиц Caravelle 111с двигателями RA.293 Mk 527 тягой 52,04 кН. Все, кроме одного самолета, Caravelle I и 13 Caravelle IA модернизировали в вариант Caravelle III.С 1 марта 1957 года после объединения компаний «Sud-Est» и «Sud-Ouest» (SNCASO) самолет Caravelle стал изделием новой «Sud-Aviation». 1 января 1970 года в «Sud-Aviation» вошли «Nord-Aviation» и SEREB, в результате образовалась компания «Societe Nationale Industrielle Aerospatiale».За Caravelle III последовал самолет Caravelle VI в вариантах Caravelle Vl-N (53) и Caravelle Vl-R (56). На варианте Vl-N стояли ТРД RA.29/6 Mk 531 тягой 54,27 кН, a на Vl-R  ТРД Mk532R или Mk 533R с устройствами реверса тяги. На VI-R увеличили площадь остекления кабины пилотов, внедрили более мощные приводы тормозных щитков и установили интерцепторы.Следующий вариант самолета, Super Caravelle (22), выполнил первый полет 3 марта 1964 года. Аэродинамику новой модели значительно улучшили, удлинив носки крыла в районе стыка крыла и фюзеляжа; ввели двухщелевые закрылки и увеличили максимальный угол отклонения на 10°; размах стабилизатора был увеличен на 1,40 м, предусмотрена возможность установки обтекателя на киле в районе горизонтального оперения.

К другим нововведениям относятся: установка ТРД Pratt & Whitney JT8D-7 тягой 62,27 кН; фюзеляж стал короче на 1,00 м, но в туристской конфигурации самолет мог брать на борт 104 пассажира; установлена ВСУ; доработаны электрическая и гидравлическая системы; предусмотрена возможность увеличения емкости топливных баков.Изначально Super Caravelle обозначался Caravelle 10В. За первым вариантом последовал Caravelle 10R с ТРД JT8D-7, оснащенным устройством реверса тяги каскадного типа, разработанным «Sud-Aviation». Фюзеляж доработали под перевозку в нижнем багажном отсеке коммерческих грузов.Самолет Caravelle 11R разработан под требование увеличения объема и массы перевозимого на маршрутах средней дальности груза. Данный грузопассажирский вариант мог брать на борт до 50 пассажиров и груз объемом 66,00 м3. Переднюю часть фюзеляжа удлинили на 0,93 м, усилили пол кабины и некоторые места фюзеляжа. В передней части фюзеляжа был сделан грузовой люк размером 3,32x1,84 м. Салон для пассажиров отделялся от грузовой кабины передвижной перегородкой. Построено всего семь самолетов Caravelle 11R, первый полет состоялся 21 апреля 1961 года.

Последним серийным вариантом стал Caravelle 12, разработанный на основе Super Caravelle и отличавшийся удлиненным на 3,23 м фюзеляжем. Пасса-жировместимость довели до 140 человек. Конструкция планера усилена для увеличения максимальной взлетной массы. Силовая установка  2 х ТРДД Pratt &Whitney JT8D-9.Первый полет Caravelle 12 выполнил 29 октября 1970 года, всего построено 12 самолетов. Общее количество изготовленных самолетов Caravelle всех модификаций достигло 280. Последний построенный Caravelle выполнил первый полет в 1973 году. На пике своей карьеры Caravelle эксплуатировался в 35 авиакомпаниях. Из-за введения ограничений на шумность пассажирских авиалайнеров эксплуатацию самолета прекратили в начале 1990-х годов.Небольшое количество Caravelle использовалось в Вооруженных силах, обычно в качестве транспортных. Франция и Швеция располагали специальными вариантами самолета фото-и радиотехнической разведки. Шведские Тр 85 (доработанный Caravelle III) сняли с вооружения в 1990-е годы.