Финальный советский аэробус Ил-96


Ил-96 стал ответом СССР (и России) на увеличение пассажирских перевозок и попыткой противостоять мировой гегемонии компаний «Airbus» и «Boeing» на рынке широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. Самолет появился в тяжелые для российской промышленности 1990-е годы. По эффективности Ил-96 все-таки уступал новейшим западным авиалайнерам, но был существенно дешевле.



Самолет Ил-96, внешне похожий на Ил-86, от прародителя отличается радикально. На Ил-96 установлены четыре ТРДД ПС-90А ОАО «Авиадвигатель» и крыло суперкритического профиля с увеличенным размахом и уменьшенной стреловидностью. Новые конструкционные материалы позволили снизить массу планера и продлить ресурс. Ил-96 оснащен трехканальной ЭДСУ Емкость топливных баков по сравнению с Ил-86 увеличена вдвое, что позволило значительно повысить дальность полета. Нижняя палуба Ил-96 предназначена для перевозки груза и багажа.

Базовый вариант Ил-96-300 рассчитан на перевозку 300 пассажиров, однако в обычной конфигурации салонов двух классов пассажировместимость составляет 235 человек. Первый прототип выполнил первый полет 28 сентября 1988 года, второй прототип  28 ноября 1989 года. Сертификат летной годности получен 29 декабря 1992 года. Поставки компании «Аэрофлот» начались в 1995 году, но шли очень медленно, поскольку средства на постройку самолетов выделялись крайне скудно.К июню 2000 года «Аэрофлот» приобрел лишь шесть Ил-96, к 2011 году количество Ил-96 в парке этого авиаперевозчика не увеличилось. ОКБ им. С. В. Ильюшина разработало вариант Ил-96М (исходное название Ил-96-350), рассчитанный на перевозку 375 пассажиров. На Ил-96М планировалось установить ТРДД Pratt 8t Whitney PW2337. Прототип Ил-96М, переделанный из первого Ил-96-300, выполнил первый полет 6 апреля 1993 года. Выкатка первого серийного самолета состоялась в апреле 1997 года, но серийное производство так и не началось.

Также проектировался грузовой Ил-96Т с люком размером 4,85 х 2,87 м в левом борту. Ил-96Т выполнил первый полет 16 мая 1997 года. Кроме того, велась разработка двухдвигательного варианта Ил-96М/Т  Ил-98 с двумя ТРДД PW4000, General Electric GE90 или RR Trent 800. Проект Ил-96-400 на 436 пассажиров сочетал фюзеляж от Ил-96М/Т с четырьмя ТРДД ПС-90-А1; в типовой конфигурации с салонами двух классов он мог бы перевозить 386 пассажиров. Расчетная дальность полета с 315 пассажирами составляла 10000 км. Проект Ил-96-400ВТ был представлен на тендер самолета-заправщика КС-Х для ВВС США. Казалось, что «ВТ» может коренным образом изменить судьбу самолета Ил-96. Но в 2009 году во время авиасалона МАКС министр транспорта РФ заявил о прекращении производства в России дальнемагистральных самолетов. Однако в 2012 году были проведены переговоры с Китаем об организации в КНР серийного выпуска модернизированных Ил-96. Китай оценивает спрос на новый Ил-96 в несколько сот самолетов.