Эксплуатанты Convair 990

 


Широкого распространения Convair 990 не получил в силу невысокой экономичности и малой пассажиро-вместимости в сравнении с конкурентами. Тем не менее такие авиалайнеры эксплуатировались в нескольких авиакомпаниях.
«Swissair»
В 1958 году компания «Swissair» совместно с «Scandinavian Airlines System» (SAS) заказала девять самолетов Model 30 (990), из этого количества швейцарцы планировали арендовать два борта. Все заказанные самолеты (Model 30-6) были оптимизированы для дальних полетов. Между тем в 1959 году американская «Capitol Air» заказала шесть улучшенных Convair 880М, но, когда сборка лайнеров началась, заказ аннулировала. «Swissair» собиралась приобрести семь самолетов, но лишь два получили швейцарскую регистрацию. 9 марта 1962 года «Swissair» первой в мире выпустила на линию 990. Эти самолеты выполняли полеты на Ближний Востока, в Индию и на Дальний Восток. Первые Convair 990, прозванные «Coronado», могли перевозить 90 пассажиров, самолеты более поздней постройки 116. Все семь Convair 990 компании «Swissair» прошли в 1964 году модернизацию в 990А. «Swissair» приступила к выводу из эксплуатации 990-х в середине 1970-х годов, поначалу отдавая самолеты в лизинг. Два самолета изначально находились в аренде у компании SAS, затем их отдали в лизинг «Thai Airways International», остальные самолеты арендовали «Air Afrlque», «Air Ceylon», «Balair», «Е1А1» и «Ghana Airways». В конечном итоге все самолеты продали, за исключением одного, переданного в Транспортный музей города Люцерн. «Swissair» являлась основным эксплуатантом Convair 880 и Convair 990.


«Spantax»
Испанская «Spantax» стала последней компанией, эксплуатировавшей Convair 990. Первый самолет она купила в 1967 году у компании «American», регулярные полеты начались с 1 апреля. Десять самолетов Coronado использовались для чартерных перевозок по Европе, иногда эти лайнеры арендовала компания «Iberia». Convair 990 работал в «Spantax» до 1987 года, когда последний летавший самолет поставили на хранение в Пальме. Хранившиеся борта постепенно разобрали на запчасти.


SAS/«Thai International»
Компания SAS отказалась от двух самолетов, закупленных совместно с «Swissair», но с февраля 1962 года по 1966 год арендовала два борта у «Swissair». В 1962-1963 годах SAS сдавала эти самолеты в субаренду «Thai International», они летали в гибридной окраске SASAThai International».


«American Airlines»
Первым и крупнейшим эксплуатантом Convair 990, парк которого состоял из самолетов только одного типа, стала компания «American Airlines». «American» в числе первых выпустила на линии Boeing 707, но проявила интерес и к 990-му в силу его высоких расчетных характеристик. Заказ на 25 самолетов «American» разместила в 1958 году, когда уже начала работать с Boeing 707. Дебют первых 990-х в цветах «American Airlines» состоялся в 1961 году, но из-за технических проблем полеты
пришлось приостановить. Регулярные рейсы Convair 990 в «American Airlines» начали выполнять в марте 1962 года. Характеристики самолета оказались ниже расчетных, в силу чего «American» сократила заказ с 25 до 20 лайнеров. Официально эксплуатация началась 18 марта 1962 года. К 1964 году все самолеты прошли доработку до уровня 990А, но уже в 1965 году авиакомпания приступила к распродаже своих 990-х. В1972 году последний самолет был продан «Spantax».


«Middle East Airlines»
Компания MEA купила у «American» шесть Convair 990 в 1969 году. Они заменили Comet IV и Caravelle и эксплуатировались вместе с Boeing 707. В 1972 году 707-е окончательно вытеснили Convair 990.


«Modem Air Transport»
Американская чартерная компания МАТ, основанная в 1946 году, приступила к эксплуатации 139-местных Convair 990 в январе 1967 года. Компания тогда была близка к банкротству из-за больших расходов на эксплуатацию реактивной техники, но от разорения удалось спастись, и полеты восьми 990-х возобновились. Самолеты доработали в вариант вместимостью 149 пассажиров. МАТ внесла ряд важных изменений в самолет, которые позволили летать через Атлантику с полной загрузкой. Компания также выполняла трансполярные полеты, один из ее 990-х стал первым в мире пассажирским самолетом, пролетевшим в 1968 году над Южным полюсом. Из-за финансовых сложностей полеты Convair 990 в октябре 1975 года прекратились. В 1967 году один ее самолет взяла в аренду «Air France».


«Lebanese International Airways»
В 1965-1966 годах компания LIA купила у «American Airlines» два Convair 990. Планировалась покупка третьего, но она реализована не была. Предполагалась совместная с «American Airlines» эксплуатация лайнеров, но оба самолета уничтожили израильские коммандос в аэропорту Бейрут 28 декабря 1968 года. Компании пришлось свернуть свой бизнес.