Экранопланы RFB

Западногерманская компания «Rhein-Flugzeugbau GmbH» (RFB) была основана в 1956 году и первоначально занималась созданием фюзеляжей самолетов и конструкций крыла, выполнявшихся из композиционных материалов на основе полиуретанов и упрочненных стекловолокном. Знаменитый конструктор доктор Александр Липпиш разработал оригинальную концепцию самолета, который совершал бы полет с использованием так называемого экранного эффекта земной или водной поверхности, преодолевая небольшие препятствия. Согласно егорасчетам, такой полет был намного экономичнее по топливу и позволял бы летательному аппарату совершать полет на существенно большую дальность. Позже такой летательный аппарат получил название экраноплан («wing-in-ground effect vehicle», или «WIG vehicle»).

Первый экспериментальный экраноплан Collins Х-112 Aerofoil Boat был построен и облетан в США в 1963 году, успешно подтвердив работоспособность самой идеи использования летательными аппаратами экранного эффекта. Компания RFB приобрела патенты на эти разработки и в конце 1960-х годов продолжила работы по этой теме.Следующим построенным и испытанным за рубежом экранопланом стал одноместный RFB Х-113 Am Aerofoil Boat, имевший композитную конструкцию с применением элементов с сотовым заполнителем. Он был спроектирован доктором Липпишем совместно с Ханно Фишером, техническим директором компании RFB, по заданию ВМС ФРГ. Первый полет Х-113 совершил с Боденского озера в конце 1970 года, продемонстрировав хорошие летные характеристики при полете как с использованием экранного эффекта, так и без него. Х-113 оснащался двигателем мощностью 38 л.с. и толкающим воздушным винтом в кольцевом канале, размещенном наверху фюзеляжа.

Последним проектом компании стал Х-114, который имел уже катамаран-ный корпус и вместимость шесть или семь пассажиров. Он получил дельтовидноекрыло с обратным поперечным V, обеспечивавшее использование экранного эффекта, четырехцилиндровый двигатель Lycoming 10-360 и воздушный винт в кольцевом канале. Позже аппарат был модифицирован  были установлены подводные крылья, что должно было обеспечить более короткую взлетную дистанцию. Данная модификация получила обозначение Х-1 14Н. Отличные результаты, полученные в отношении двигателя Lycoming, были с успехом использованы компанией RFB на самолетах обычной конструкции.