Двухместный учебный самолет SOKO G-4 Super Galeb

SOKO G-4 Super Galeb, впервые взлетевший 17 июля 1978 года, создавался в 1970-х годах в качестве замены для самолетов G-2A Galeb иТ-33. G-4 представляет собой двухместную учебную машину, близкую по компоновке к BAe Hawk. Предсерийный самолет совершил первый полет в конце 1980 года.Полномасштабная эксплуатация машины ВВС Югославии (JRV) началась в 1985 году, когда G-4 сменили G-2A в школе повышения летной квалификации в Титограде. Дальнейшие поставки позволили заменить на G-4 старые самолеты в Академии ВВС в Задаре, а затем в летной школе в Пула. В 1991 году SOKO представила вариант G-4M с расширенными ударными возможностями. Он мог нести до 1680 кг боевой нагрузки и получил новые системы и прицельно-навигационное оборудование, включая индикатор на лобовом стекле, инерциальную навигационную систему, баллистический вычислитель и многофункциональные дисплеи в кабине.


ВВС планировали заказать не менее 200 G-4, но поставки прекратились с началом гражданской войны в Югославии. Всего успели построить 136 самолетов. Когда в мае 1992 года был остановлен завод в Мо-старе, на сборочной линии оставалось_еще несколько недостроенных G-4. Хотя производственную оснастку перевезли на предприятие UTVA, не имеется никакой информации о возобновлении серийного производства.G-4 широко использовались в боевых действиях после распада Югославии.Экспортные поставки ограничились шестью G-4 Galeb для Мьянмы.В 2013 году службу на Балканах продолжают свыше 30 G-4. Сербия рассматривает возможность доработки своих самолетов до стандарта G-4MD с новым оборудованием кабины и расширенным набором вооружения, включая высокоточные боеприпасы.