Boeing 777


Появление 777-го ознаменовало переход фирмы «Boeing: к новым принципам проектирования и производства изделия  уже готового к эксплуатации. В авиационной промышленности наступила компьютерная эра. Зимой 1986 года компания «Boeing» отказалась от планов разработки увеличенного варианта Boeing 767 в пользу совершенно нового лайнера размерностью между 767-300 и 747-400, с двумя ТРДД.

На принятие такого решения повлияло обострение конкуренции с концерном «Airbus», внедрявшим новые технологии в проектирование и производство самолетов. Анализ рынка показывал, что к 1995 году, когда предполагалось начать эксплуатацию нового авиалайнера, рынок будет поделен между трехдвигательным McDonnell Douglas MD-11, четырехдвигательным Airbus А340 и двухдвигательным АЗЗО. 8 декабря 1989 года состоялась презентация представителям авиакомпаний нового самолета еще под рабочим обозначением 767-Х. 29 октября 1990 года «Boeing» запустила его в серию уже как 777-й, имея твердые заказы на 34 машины и опцион еще на 34 от авиакомпании «United Airlines».

Благодаря использованию цифровой техники в работе над 777-м практически не было традиционных бумажных чертежей. 777-й стал первым авиалайнером, разработка которого от проектирования и до сборки шла почти на 100% в программной среде CATLA CAD/CAM, созданной «Dassault» и «1ВМ». Мощная программа генерирует трехмерное изображение деталей и узлов, что позволяет находить и исправлять допущенные при проектировании ошибки на экране монитора, а не после изготовления в металле. Таким образом, отпала необходимость строить полноразмерный макет самолета.

С новыми технологиями процесс проектирования изменился радикально. «Boeing» сформировала 238 конструкторско-техно-логических групп с доступом к единой базе данных, работающих частично на конкурентной основе. Но фирма пошла еще дальше и интегрировала в работу КБ и подрядчиков-производителей, и авиаперевозчиков-покупателей. Они получили беспрецедентную возможность участвовать в разработке авиалайнера. Концепция «работаем вместе» значительно сократила количество вносимых в конструкцию постпроектных изменений, уменьшила число неприятных сюрпризов, неминуемо проявлявшихся на начальном этапе производства и эксплуатации.

У покупателей появилась уверенность, что они получат именно тот самолет, который хотят.Испытания бортовых систем проводились на стендах лаборатории системной интеграции, здесь также удалось упредить и исключить потенциально опасные проблемы.При разработке 777-го были внедрены не только передовые концепции проектирования и производства, но и конструкторскотехнологические решения, которые позволили «Boeing» удержать ведущее, наряду с «Airbus», положение на рынке гражданских самолетов.Boeing 777 отличают совершенная аэродинамика, стреловидное крыло большой площади с толстым профилем и значительным размахом. Такое крыло, оптимизированное по критерию полезная нагрузка/дальность, повысило скороподъемность. Крейсерскую скорость М=0,83 самолет может развивать на больших, чем его предшественники, высотах. Как опция предусматривалась установка складных законцовок крыла, чтобы использовать ангары и рулежные дорожки, предназначенные для других широкофюзеляжных самолетов.

Еще одной особенностью, выделяющей 777-й на фоне других тяжелых авиалайнеров, стало шасси с двумя шестиколесными основными опорами. Использованы так называемые «умные» тормоза, сни жающие износ колес на рулении. 777-й стал первым авиалайнером «Boeing» с электродистанционной системой управления.Головной самолет представили публике на церемонии выкатки, состоявшейся 9 апреля 1994 года в Эверетте, а 12 июня самолет выполнил первый полет продолжительностью 3 ч 48 мин.В программе летных испытаний были задействованы девять самолетов: пять с ТРДД Pratt & Whitney PW4000, два — с General  Electric GE90 и два — с Rolls-Royce Trent. Сертификаты FAA (Federal Aviation Administration) и JAA (Joint Airworthiness Authorities) были получены в один день 19 апреля 1995 года. Эксплуатация в компании «United Airlines» на авиалинии Чикаго  Лондон началась 19 апреля 1995 года. За первым вариантом 777-200 последовал 777-200IGW (Increased Gross Weight) с увеличенной взлетной массой и дальностью полета. Авиакомпания «British Airways» использует 777-200IGW с 9 февраля 1997 года. На момент первого полета 777-го в портфеле «Boeing» были заказы на 147 авиалайнеров.К августу 2010 года количество заказанных самолетов выросло до 1143, более 880 из которых уже поставлены заказчикам.