Бизнес-джеты семейства Gulfstream

Бизнес-джеты семейства Gulfstream  одни из самых лучших и престижных в своем классе, поэтому не удивительно, что самолеты первого поколения, Gulfstream III и V, и машины второго поколения, Gulfstream G, оказались востребованы и у военных заказчиков. В итоге на сегодня самолеты Gulfstream эксплуатируются примерно в 40 странахмира. Высокие скорость и большая дальность полета, а также высокий уровень комфорта на борту делает их идеальным вариантом для перевозки VIP-персон.



В Армии, ВВС, ВМС, КМП и Береговой охране США эксплуатируются около 30 Gulfstream. Военные модификации GIII и GIV получили общее обозначение С-20, а самолеты G V (ныне G 550)  С-37, они эксплуатируются с 1998 года только в ВВС США.Одна из не очень известных модификаций, состоящих на вооружении ВВС США,  это С-20С. Как считается, в годы холодной войны данные машины должны были эвакуировать в безопасное место высокопоставленных представителей военного командования ВС США. В том числе и тех, кто имел право принимать решение о применении ядерного оружия.Значительное количество самолетов Gulfstream находится в эксплуатации в различных правительственных агентствах и ведомствах США, включая НАСА, Министерство торговли, ФБР и Национальное управление океанических и атмосферных исследований.


В частности, Дания приняла на вооружение Gulfstream III в варианте морского патрульного самолета. В рамках программы SMA-3 (Special Missions Aircraft) в данный вариант были переоборудованы три GIII, которые получили поисковую РЛС Texas Instruments AN/APS-127, сбрасываемое специальное оборудование, большую бортовую сдвижную грузовую дверь и пр. Самолеты решали задачи по дальнему патрулированию удаленных акваторий, вплоть до Гренландии, обеспечивая экологический мониторинг, ледовую разведку и защиту рыболовства, и могли использоваться в качестве медико эвакуационных и VIP-транспортных. Самолеты поступили в эксплуатацию в 1982-1983 годах и через 20 лет были заменены на Bombardier CL-604 Challenger.Самыми таинственными зарубежными GIII стали два самолета, поставленные в 1986 году Индии и переоборудованные в патрульные самолеты охраны государственной границы (на них установили длиннофокусные аэрофотоаппараты для перспективной съемки).

Шведские ВВС эксплуатируют два самолета радио- и радиотехнической разведки на базе GIV, в задачи которых входит сбор разведданных о РЛС и различных источниках электромагнитного излучения в Балтийском и Арктическом регионах. В этой роли Gulfstream оказались более эффективными, чем устаревшие Caravelle, которые они заменили.В 1998 году «Gulfstream» вместе с «Lockheed Martin» и «Racal» не смогли получить контракт в рамках тендера по британской программе ASTOR (создание самолета дальнего наблюдения и целеуказания). Заказ достался компании «Raytheon», которая создала авиакомплекс на базе конкурента  самолета Global Express. Однако «Gulfstream», используя полученные наработки, для ВВС Израиля на базе G 550 разработала проект специализированного самолета, получивший обозначение Nachshon. В 2001 году ВВС Израиля заказали несколько таких машин в двух вариантах: самолет ДРЛОиУ Eitam и самолет радио- и радиотехнической разведки Shavit.

Самолет Eitam оснащен РЛС с АФАР Elta Systems EL/W-2085, системой «свой—чужой», средствами радиоэлектронной поддержки и разведки, а также современными помехозащищенными средствами связи (включая спутниковую связь). В состав экипажа самолета входят шесть операторов целевого оборудования.Shavit поступил на смену трем устаревшим Boeing 707 и оснащен современными средствами радио- и радиотехнической разведки, включая основную систему Elta EL/I-3001 AISIS, средства радиоэлектронной поддержки и разведки, а также средства связи.В состав экипажа входят 12 операторов целевого оборудования.ВВС Израиля получили пять самолетов Eitam и три Shavit, а вконце 2008 года первый аналогичный самолет ДРЛОиУ получил Сингапур (четыре самолета).Для японской Береговой охраны на базе G V был создан еще один специализированный вариант  поисково-спасательный самолет «Umi Washi» («Орлан»), оснащенный поисковой РЛС, ИК-системой переднего обзора и др. Обе машины поставлены в 2005 году.

Успех Gulfstream у военных и правительственных заказчиков по всему миру способствовал росту популярности данного семейства, в том числе и как надежной авиационной платформы для создания различных самолетов специального назначения. В настоящее время компания «Gulfstream» является подразделением компании «General Dynamics» и продолжает осуществлять продвижение Gulfstream G. В частности, для Армии США разработан вариант самолета дальнего наблюдения и целеуказания, а для ВМС США  морской патрульный самолет.